Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: в данной статье автор рассматривает массовые убийства в образовательных учреждениях как социальное и криминологическое явление в российском обществе, которое имеет тенденцию к росту. Автор анализирует некоторые криминологические особенности массовых убийств, рассматривает общие черты личности преступников, совершивших преступления рассматриваемой категории. Кроме того, автор анализирует возможные причины, определяющие совершение массового убийства в образовательном учреждении, связанные с микросредой потенциального преступника.
Ключевые слова: массовые убийства, массовые убийцы, образовательные организации, огнестрельное оружие.
Abstract: in this article, the author considers mass killings in educational institutions as a social and criminological phenomenon in Russian society, which tends to grow. The author analyzes some criminological features of mass murders, examines the general personality traits of criminals who committed crimes of the category in question. In addition, the author analyzes the possible reasons determining the commission of mass murder in an educational institution related to the microenvironment of a potential criminal.
Keywords: mass killings, mass murderers, educational organizations, firearms.
В настоящее время правоохранительные органы Российской Федерации сталкиваются с актуальной проблемой, связанной с обеспечением безопасности населения от массовых убийств, а также возможностью предотвращения этих преступлений. И если традиционно предполагается, что эти преступления совершаются исключительно профессиональными преступниками и серийными убийцами (и в этом понимании существует достаточное количество мер по предупреждению этих преступлений и инструкций по их раскрытию), то относительно недавно этот стереотип был сломан появившимися в СМИ материалами о совершении подобных преступлений молодыми людьми - школьниками, студентами. Стрельба в Московской школе № 263 (3 февраля 2014) - Москва; мероприятие в Керченском политехническом колледже (17 октября 2018 г.) - Москва, Керчь — эти недавние преступления озадачили не только правоохранительные органы, занимающиеся их расследованием, но и обычных граждан по всему миру, поскольку примеры аналогичных совершенных преступлений можно найти во многих странах (Колледж Доусона (13 сентября 2006 г.) – Канада; Муниципальная школа Тассо да Сильвейра (7 апреля 2011 г.) - Бразилия; Начальная школа Сэнди Хук (14 декабря 2012 г.) – США и многие другие).
Исходя из этого, у правоохранительных органов и других заинтересованных сторон стали возникать вопросы, связанные с установлением субъективных и объективных причин, побудивших молодых людей совершать подобные преступления.
По словам профессора Института переподготовки и повышения квалификации МГУ Вячеслава Попова, "молодежь наиболее подвержена идеологии экстремизма и терроризма в силу своих социально-психологических, физиологических и демографических особенностей" [1] Эти особенности играют важную роль в формировании личности и выражаются в потребности индивида объединиться с определенной социальной группой. Другими словами, молодой человек стремится сблизиться с кем-то, в ком он видит свой авторитет, идеал.
Давайте предположим, что каждый последующий преступник подражал своим криминальным авторитетам, которые совершали подобные преступления ранее. Итак, сравнивая приведенные выше примеры, отметим, что "почерк" совершения преступных деяний во многих преступлениях совпадает: место преступления (школы, институты, техникумы и т.д.), орудия преступления (огнестрельное оружие, взрывоопасные боеприпасы), выбор жертв (преступники стреляли случайным образом не в конкретных лиц, а в каждого, кто находился в их поле зрения).
На однородность этих примеров указывают также гендерные и возрастные характеристики субъектов этих преступлений – они были совершены исключительно мужчинами. Возраст здесь может варьироваться от 17 до 25 лет. Более того, отметим, что некоторые психологи говорят о продолжительности подросткового возраста не до 18 лет, как принято считать, а до 25 лет. Соответственно, на психологическом уровне человек старше 20 лет вполне может пережить кризис, связанный с поиском своего внутреннего "я", что может задержать процесс, связанный с формированием его личности. Из-за этого у молодого человека могут развиться такие негативные качества, как конфликтность, упрямство, негативизм, а также стремление к самоутверждению путем подражания асоциальным формам поведения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Глухарев Д.С. Предупреждение террористических актов на объектах системы образования // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019.– № 2. –C. 10–13.
2. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4. - С. 62–76.
3.Дамаскин О.В., Красинский В.В. О предотвращении «колумбайна» (скулшутинга) в образовательных организациях // Государство и право. - 2020. - № 11. - С. 84–96.
4. Карпов В.О. Культ колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. - 2018. - № 4. - С. 442–446.
5.Фокс С., Хардинг Д.Д. Стрельба в школах как вид организационного отклоняющегося поведения // Социология образования. – 2021. – № 10. – C. 42–44.