Фрагмент для ознакомления
2
Перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма в Костромской области
Во многих субъектах Российской Федерации реализуются программы развития туризма. Среди них выделим такие программы как программа развития туризма в Москве, программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области», программа «Развитие Приморья как туристского региона», концепция развития туризма в Ленинградской области, программа «О государственной поддержке развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области», программа «Развитие внутреннего, въездного и спортивного туризма в Республике Башкортостан», программа «Развитие туризма в Ростовской области» и другие. Общее количество программ и их финансирование представлены в табл. Во всех программах указывается, что они призваны стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений, улучшить и развить туристскую инфраструктуру, обеспечить приток денежных средств в бюджеты, создать дополнительные рабочие места, увеличить число туристов.
При проектировании туристских местностей обычно используется сочетание основных моделей. Из основных моделей территориального проектирования туризма первичной, базовой и обязательной является функциональная. Эта модель предполагает выполнение туристско-рекреационного районирования (выявление на проектируемой территории районов, зон, центров и пунктов) и проектирования этих элементов территориальной (планировочной) структуры туристской территории. Функциональные модели могут не использовать кластерных подходов, но каркасные - обязательно, так как туристские каркасы должны «скрепить» существующие и проектируемые ареалы, зоны и
районы туризма маршрутами на базе транспортной сети, точнее транспортного каркаса территории.
Пример методических разработок по кластерному моделированию в туризме: -НИР: «Разработка предложений по созданию туристско-рекреационных кластеров в Костромской области». Научное обоснование создания на территории Костромской области единого туристско-рекреационного кластера «Костромской», состоящего из ряда туристско-рекреационных зон, объединённых единой системой управления на стадии формирования и дальнейшего функционирования. Разработан перечень туристско-рекреационных зон, определён их туристический профиль, месторасположение, ориентировочные границы, состав туристских объектов и объектов транспортной инфраструктуры, приведены укрупненные технико-экономические показатели.
Территориальные туристские кластеры проектируются по принципу «всё включено» в смысле включенности значительного числа учреждений (организаций), обеспечивающих туристско-рекреационное обслуживание на конкретной территории, чаще всего локальной туристской местности. Их выявление - первичная и актуальная задача территориального проектирования туризма для дальнейшего развертывания туристских кластеров. Кластерные модели - одна из оптимальных форм пространственной организации туризма, тесно взаимосвязанная с функциональными и каркасными моделями. Их сочетание можно рекомендовать активно использовать в практике территориального проектирования туристских местностей.
В большинстве субъектов РФ, за исключением Московской, Владимирской, Ярославской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, имеются особенности, затрудняющие использование туристского потенциала или ухудшающие его качественные характеристики.
До недавнего времени, когда туризм был признан одной из приоритетных отраслей развития экономики области, а отдел по туризму вошел в состав экономического блока администрации, он развивался, по мнению костромских туроператоров, достаточно бессистемно. С принятием в последние годы ряда программ и проектов по развитию туризма, ростом активности частного турбизнеса, внутренний туризм на костромской земле заметно оживился. Если в 2007 г среднегодовой процент загрузки костромских гостиниц составлял 12-15%, то в 2015 г. он достиг более 80%. В Костромской области работают более 50 турфирм, 11 санаториев, 8 учреждений отдыха (пансионатов, баз отдыха), 15 детских оздоровительных лагерей. В последние годы в развитии костромского туризма наметился ряд новых тенденций. Прежде всего, это повышенное внимание к турпрограммам, использующим природные ресурсы области, развитие активного и спортивного туризма. Например, на базе ипподрома, а также конного завода в усадьбе Медведки, действуют программы конного туризма.
По предварительным оценкам от реализации целевой программы «О государственной поддержке развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области» поток российских и иностранных туристов в область увеличится на 30%, а бюджеты различных уровней пополнятся на 600 млн. рублей в год.
Реализация целевой программы должна позволить привлечь дополнительное число туристов, улучшить и развить туристскую инфраструктуру, обеспечить приток денежных средств в бюджеты, создать дополнительные рабочие места. Кроме того, развитие туризма послужит стимулом для развития таких отраслей экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, здравоохранение. Два новых блока программы ориентированы на техническое обеспечение учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров, на совместное долевое участие в реконструкции, реставрации, строительстве туристских центров, на содействие в реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие материально-технической базы, а также призваны разработать систему грантов на поддержку новых маршрутов и деятельность мастеров декоративно-прикладного искусства. Реализация этих направлений особенно важна в условиях экономического кризиса, что позволит смягчить риски от роста безработицы и минимизировать потери от возможного сокращения числа туристов.
Богатство культурного наследия, природных ресурсов обуславливает возможность полноценного отдыха и оздоровления в Костромской области и осуществления следующих видов туризма: культурно-познавательный, паломнический, физкультурно-оздоровительный, рекреационный, деловой, экологический, этнографический, круизный, детский, молодежный, событийный.
Для лиц, работающих в сфере туризма, необходимо знать и понимать задачи, стоящие перед туризмом, а также пути их решения при осуществлении соответствующей практической деятельности. Такие запросы практики способствовали тому, что туризм превратился в науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории и методы исследования.
Проанализируем описания системных характеристик туризма.
• сеть отношений бизнеса туризма.
• системообразующим свойством является удобное местоположение бизнеса.
• субъектами являются: компании; туристы; лица, влияющие на развитие туризма.
Показать больше