Фрагмент для ознакомления
2
Перед тем, как описать сам музей Михаила Васильевича Ломоносова и все детали зала, хотелось написать о том, что какое значение имеет имя ученого для истории России.
Имя М.В.Ломоносова знакомо каждому русскому человеку, от школьника до убеленного сединами старца. Ему принадлежит совершенно особое место в русской науке и культуре. Он был гением титанической силы. «Он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом»- сказал о нем А.С.Пушкин. «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все прони»,- в этих словах великого поэта перечислены еще не все грани гения Ломоносова.
И хотя XVIII век не был временем узкой специализации наук, как теперь, а был веком широких энциклопедических познаний и каждый крупный ученый работал в нескольких областях науки, все же и на этом фоне широта интересов и глубина многообразных познаний Ломоносова удивляет. Исследования, научная и техническая работа, которую он вел, была не просто огромна, а неохватна.
Кунсткамера — единственное сохранившееся до наших дней здание XVIII века в Петербурге, связанное с именем Михаила Васильевича Ломоносова, - первого русского академика. В этом здании он работал, и сейчас в башне находится музей его имени, где можно познакомиться с его жизнью и деятельностью.
Именно в Кунсткамере будущий великий ученый, закончив обучение, приступил к настоящей самостоятельной научной работе. Заботясь о развитии русской науки, он очень много сделал «для украшения впредь Кунсткамеры». Ломоносов был в числе тех академиков, которые систематизировали коллекции Кунсткамеры и описывали их. На его долю пришлось описание «янтарей», «смол», «горных хрусталей», «камней дорогих» и прочих минералов, в том числе и «монстрозитетов».
Со времени основания Академии наук в 1725 году Кунсткамера была передана в ее ведение. Здание, в котором разместились ее коллекции, стало одним из зданий, принадлежащих в XVIII веке Академии. Помимо коллекций, в нем находилась и Библиотека, и кабинеты, и мастерские. Академические мастерские одно время возглавлял А.К.Нартов, любимый «токарь» Петра.
Данная экспозиция создавалась в непростое для страны послевоенное время по инициативе президента Академии наук в СССР С. И. Вавилова. Выбор места был неслучаен.
В настоящее время музей М.В.Ломоносова входит в состав Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук, ведущего начало от первого российского публичного музея - Петербургской Кунсткамеры. Здание Кунсткамеры - единственное сохранившееся до наших дней строение в Санкт-Петербурге, связанное с именем великого русского ученого.
На экспозиции представлено: книги, мебель, научные приборы и инструменты XVI – XVIII веков, портреты ученых, макеты. Данная часть экспозиции рассказывает о раннем этапе истории Академии наук и о основных этапах жизни М. В. Ломоносова. О его многогранной деятельности как ученого государственного деятеля, организатора научных исследований.
Экспозиция музея М.В.Ломоносова состоит из следующих разделов:
М.В.Ломоносов и Академия наук XVIII века
Постоянная экспозиция воспроизводит обстановку конференц-зала Академии наук XVIII в. По вторникам и четвергам с четырех до шести по полудни за этим столом собирались ученые Академии наук. В год заслушивали 40 докладов, многие из которых читались по частям на двух трех заседаниях. Представляли доклады на латыни, международном языке того времени. Академики первого состава петербургской Академии наук были иностранцами. Кресло предназначалось президенту Академии наук, слева и справа от него кресла советников. На столе непременный атрибут
Показать больше