Фрагмент для ознакомления
2
Изображение природы в школе ставит своей задачей развитие про-странственных представлений, наблюдательности является средством позна-вания окружающей нас действительности и выработки навыков в ее воспро-изведения.
Постоянное наблюдение развивает остроту зрительных восприятий, умение различать форму, окраску предметов и их положение в пространстве. Стремление запомнить все увиденное или особенно привлекающее внимание развивает зрительную память. Рисунок является контрольным моментом, определяющим, насколько увиденное запомнилось. Такая работа дает много возможностей для развития творческих способностей и логического мышле-ния. Учащиеся рисуют на основе виденного что-то свое, им все время прихо-дится рассуждать о форме предмета, о взаимоположении форм в простран-стве.
Наблюдая окружающую природу в разное время дня, года, в различ-ную погоду, следует обратить их внимание и на красоту осенней расцветки деревьев, и на зимнее дерево, покрытое инеем, научить увидеть красоту сол-нечного дня и неяркую окраску пасмурного дня, увидеть, как красиво задер-жался снег на крыше дома, на подоконниках и на ветвях деревьев. Дети сами найдут много примеров, и после этого, идя домой, они начнут больше заме-чать красивое, встречающееся на пути.
В пейзаже, как и в других видах рисования, на различных ступенях развития используется различный материал и различная техника работы. Большое значение имеют технические возможности, которыми располагают учащиеся в решении той или иной задачи, поставленной перед ними, в пере-дачи пространства. Технические возможности помогают обогащению запаса представлений и расширяют изобразительные возможности выполнения творческого замысла учащихся. Исходя из вышесказанного, можно опреде-лить учебные задачи, поставить вопрос, чему учить и как учить детей на уро-ках пейзажной живописи.
Основными вопросами учебной работы являются:
- развитие восприятия и воспроизведения сложной формы;
- развитие пространственных представлений;
- вопросы цвета и освещения в пейзаже;
- использование технических навыков и умений, полученных на уроках других видов рисования;
- накопление образов и представлений.
Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского предлагают и рекомендуют использование на уроках пейзажной живописи различных материалов. Знакомство с различными живописными материалами дает возможность ученикам найти свой стиль в работе. Не толь-ко акварель должна быть привлечена на уроках рисования пейзажа, следует ввести больше разнообразных материалов и инструментов, а именно: гуашь и черную тушь, бе-лую и цветную бумагу, кисть и перо. Одним учащимся легче даются одни мате-риалы: они видят больше средств для изобразитель-ных возможностей, свободнее осваивают вопросы освещения, передачу про-странства или передачу фактуры рисуемых объектов. Другие находят эти возможности в тех материалах, которые им ближе по технике работы.
В развитии цветового зрения среди других дисциплин школьного обучения рисованию принадлежит ведущее место. При выполнении работы над пейзажем по цветной бумаге учащимся предлагается использование гуа-шевых красок. Предлагая работу на цветной бумаге акварелью, следует об-ратить внимание учащихся на то, что цвет накладывается прозрачным слоем и фон, просвечивая, несколько изменяет цвет краски. Поэтому в младших классах рекомендуется ис-пользование гуаши как корпусной краски, аква-рель в таких случаях тоже берется более корпусно. Прозрачность и смешение цветов при наложении цвета на цвет, просвечивание фона сквозь краску - эти особенности акварели используются в среднем звене школы.
Работать над пейзажем можно не только на готовом цветном фоне, а реко-мендовать подготовить его самим учащимся и работать прозрачной краской так же, как и на белой бумаге. Этот фон будет определять тональ-ность рисунка. При наложении цвета на цвет учащиеся знакомятся с цвето-выми явлениями. Прозрачную акварельную краску можно наносить, не-сколько раз наслаивая один и тот же цвет. Кроме указанных приемов в аква-рели при рисовании пейзажа необходимо использовать и такие, как вливание одного цвета в другой. Широкое использование такой технический прием может найти в работе над осенними пейзажами. Можно также получить мяг-кие переходы, накладывая краски рядом, де дожидаясь высыхания пятна, и они будут сливать в местах соединений. Еще один интересный живописный технический прием мы наблюдаем в природе - переход из цвета в цвет.
На уроках рисования пейзажа, кроме красок, акварели и гуаши, должна иметь место и черная тушь. Черная тушь имеет свои возможности. Тушью можно работать по-разному. Это может быть просто линейный рису-нок, например, дерева, в виде нанесенного контура или в виде пятна - силуэт-ного изображения. Это может быть тоновой рисунок с применением отмывки. Тушь можно сочетать с акварелью и гуашью.
Невозможно почувствовать и передать образное звучание цвета, не владея цветовой палитрой и техникой живописи. Эмоциональная вырази-тельность живописного пейзажа в значительной степени достигается техникой письма, за-ключающейся в характере мазка, который может быть густым, прозрачным, по-ложенным на плоскость в различных направлениях.
Сочетание приемов и техник позволяют по - новому взглянуть на пей-заж-ный жанр, найти свой творческий путь в достижении результата. Самое главное доставляют большое удовольствие в процессе работы и результатом. На наш взгляд, есть необходимость расширить диапазон применения изобра-зительных техник на уроках пейзажной живописи с целью создания вырази-тельного и неповторимого образа природы в рисунках учащихся.
Информационная карта проекта
1. Полное название про-екта Красота земли Югорской глазами детей
2. Специализация про-екта Предметная область: изобразительное искусство
3. Цель проекта Создание условий для творческой самореализа-ции учащихся на уроках изобразительного искус-ства
4. Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по ди-плому, адрес, телефон, факс, электронная почта) Ф.И.О. Петрова Ольга Борисовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Специальность по диплому: Художник - живопи-сец, педагог
Показать больше