Фрагмент для ознакомления
2
Всеохватность и универсальность в жанровом отношении творческого наследия М. Регера и приверженность немецкой композиторской школе одни из ключевых характеристик в понимании сочинений данного композитора. Не все жанры разрабатывались и воплощались в сочинения Регером равномерно и синхронно. Творческая лаборатория работы над техникой осуществлялась постепенно на протяжении периодов его творчества. На это указывал, например Б.В. Асафьев [1]. По замечанию исследователя наследия М. Регера, А.И. Хачатурова: ранее всех сформировался его фортепианный стиль, ансамблево-инструментальный, оркестровый стили продолжали эволюционировать на протяжении долгого творческого пути [9, с. 15]. Работал практически во всех жанрах, за исключением лишь сценического.
Эталоном для своего творчества Регер избрал творчество ряда немецких композиторов, среди которых: Г.Ф. Телеман, И.С. Бах, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, Р. Вагнер и др. В исследованиях о стиле в музыке, например в труде М. Михайлова сделан акцент на данном: «культивирование старой музыки становится на протяжении XIX века одной из характерных черт европейской музыкальной культуры» [5]. Кроме того, как отмечает А.И. Хачатуров: М. Регер ощущал себя музыкантом другой, более ранней эпохи своему времени…..остается приверженцем и продолжателем классико – романтических традиций [9, с. 7]. Уникальность творчества Регера, по мнению музыковедов, в синтезе стилистических пластов, и их взаимодействие, посредничество между более ранней и современной музыкой, уникальная направленность на возрождение традиций прошлого и воплощение и современными средствами [9, с. 8].
Так, например, прежде всего баховский стиль в сочинениях Регера прослеживается как на уровне жанра, так и на уровне композиции и принципов построения сочинений, на что указывают музыковеды, например А.И. Хачатуров [9, с. 26]. Среди сочинений, в которых данные особенности проявляются: композиции ор. 91,117,131 для струнных соло, в «Сюите в старинном стиле» ор. 93 для скрипки с фортепиано. Но, при этом, баховский стиль и «старинный» дух музыки сочетается с индивидуальным авторским началом и, таким образом, оказывается трактован довольно свободно.
Обращение к форме фуги и позиционирование ее в виде микроциклов «прелюдия и фуга» осуществлено М. Регером в камерно-инструментальных сочинениях ор.117 и 131. Акцент на анализе данной формы в XIX веке относительно стилевого контекста музыкального романтизма (на примере произведений М. Регера и Ф. Мендельсона) осуществлен в исследовании С.С. Коробейникова [3], [4]. Примечательно, что форма фуги становится излюбленным и наиболее применимым композиционным построением для органных сочинений М.Регера (сюитные циклы ор. 59,65.69,90,92,129 и сонаты ор 33 и 60 для органа с включением в них формы фуги и полифонического развития).
Цикл ор. 117 для скрипки написан в 1909 -1912 гг. и включает 8 частей (№№1,2 написаны в 1909, №№ 3,4 в 1910, №5 в 1911, №№6,7 в 1912), в которых 7 микроциклов (полифонических диптихов) «прелюдия и фуга» [Ноты 10]: h moll, g moll, e moll, четвертую часть в микроцикле занимает Чакона g moll, далее микроциклы G dur, d moll, a moll, e moll. Таким образом, не соблюдается хроматическая баховская последовательность, тональное соотношение в начале цикла носит романтические черты и терцовое соотношение, но после Чаконы логика тонального соотношения меняется и переходит на квинтовую (как соотношение партий в сонатно-симфоническом жанре в классическом направлении).
В отношении выстраивания самой композиционной логики микроцикла «прелюдия – фуга», по указанию А.В. Пираева [7], фуга выполняет роль содержательной вершины микроцикла и роль жанрового центра. Причиной тому и сама трактовка полифонического развития в творчестве Регера – сочетание строгости с динамично-экспрессивными возможностями [9, с. 11]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асафьев, Б.В. О симфонической и камерной музыке. Регер / Б.В. Асафьев URL: https:// ale07.ru/music/notes/song/muzlit/asafiev_simf1_15.htm (дата обращения: 07.01.2022).
2. Берченко, Р.Э. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о 2Хорошо темперированном клавире» / Р.Э. Берченко. – М.: Классика-XXI, 2005 (ПИК ВИНИТИ). – 370 с.
3. Коробейников, С.С. О бахианстве Макса Регера (на примере Фантазии и фуги на тему BACH) / С.С. Коробейников. – Opera musicologica.– 2016. – №4 (30). – С. 5-17.
4. Коробейников, С.С. Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма: На примере произведений Ф. Мендельсона и М. Регера: диссертация канд. иск./ С.С. Коробейников. - Новосибирск, 2001. – 161 с.
5. Михайлов, М. Стиль в музыке. Исследования / М. Михайлов. – Л.: Музыка, 1981. – 261 с.
6. Носина, В.Б. Символика музыки И. С. Баха / В. Б. Носина; Междунар. курсы высш. худож. мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова. - Тамбов, 1993. – 103.
7. Пириев, А.В. Фуга в структуре полифонического диптиха Макса Регера: электронн. ресурс. / А.В. Пираев // European Journal of Arts. – 2020. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fuga-v-strukture-polifonicheskogo-diptiha-maksa-regera (дата обращения: 07.01.2022).
8. Санникова, Н.В. Интерпретационные доминанты жанра виолончельной сольной сюиты / Н.В. Санниикова, В.О. Еременко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №47. – С. 105-114. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsionnye-dominanty-zhanra-violonchelnoy-solnoy-syuity (дата обращения: 07.01.2022).
9. Хачатуров, А.И. Эстетика, стиль и жанры в творчестве Макса Регера / А.И. Хачатуров. – М.: МГК им. П.И. Чайковского. – 2010. – 86 с.
10. Reger, M. Präludien und Fugenfur Violine op. 117: electronic. resource / M. Reger. -Bote&Bock, Berlin, Weisbaden: First edition. – №17216. – 40 p. URL: https:// imslp.org/wiki/Präludien_und_Fugen%2C_Op.117_(Reger%2C _Max) (дата обращения: 07.01.2022).
11. Reger, M. Präludien und Fugenfur Violine op. 131a: electronic. resource / M. Reger. – Leipzig: Edition Peters. – №3968. – 29 p. URL: https:// imslp.org/wiki/Präludien_und_Fugen,_Op.131a_(Reger,_Max) (дата обращения: 07.01.2022).