Фрагмент для ознакомления
2
Значение стратегического поведения, которое позволяет современному предприятию успешно работать в условиях конкурентной борьбы длительное время, существенно выросло в последние время. Почти все предприятия на сегодняшний день находятся в ситуации жесткой конкуренции и нестабильной финансовой обстановки. В следствии этого следует сосредотачивать своё внимание не исключительно на внутреннем состоянии дел, но и разрабатывать стратегию долговременного становления, которая позволит предприятию благополучно работать в ситуации нестабильности и постоянных рыночных перемен.
Таким образом, основным моментом успешной работы предприятия в условиях современной рыночной экономики считается его конкурентоспособность. Это разноплановое понятие, обозначающее соотношение выполняемых фирмой продуктов и услуг с условиями рынка. Конкурентоспособность любого предприятия базируется на реализации им маркетинговой работы. Уровень внедрения передовых основ управления и способов, основанных на маркетинговой концепции, считается одним из важнейших моментов, лично определяющих конкурентную позицию фирмы на рынке.
Определяя понятие конкурентоспособности предприятия, прежде всего, необходимо начать с содержания и сущности конкуренции. Само собой разумеется, что конкурентоспособность предприятия должна формулироваться в зависимости от достижений и целей, определенных понятием конкуренции.
Категория «конкуренция» имеет множество определений, которые по-разному характеризуют степень ее влияния на экономическую жизнь общества.
Конкуренция способствует постоянному обновлению и усовершенствованию продукции предприятий, формирует современную форму хозяйствования, развивает научно-технический прогресс.
Анализ разновидностей характеристик понятия «конкуренция» отражает многогранность экономического соперничества предприятий за получение прибыли, долю рынка, условия приложения капитала, за наиболее выгодные условия производства и сбыта и иные достижения своих целей и намечаемых выгод.
Конкурентное положение предприятия на рынке в каждый временной отрезок определяет значительное число факторов, которые влияют на его устойчивость и конкурентоспособность.
Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Исследователи по-разному классифицируют факторы, влияющие на конкурентоспособность. Эти факторы неодинаковы по своему воздействию, характеру и природе. Чаще всего встречается разделение на внешние и внутренние факторы. Первые отражают совокупность условий, к которым адаптируется предприятие, а факторы внутренней среды определяют возможность и эффективность процесса адаптации [3].
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Н.С. Яшин под внешними факторами понимает, во-первых, меры государственного экономического и административного воздействия на производителя, во-вторых, основные характеристики рынка, в-третьих, деятельность общественных и негосударственных институтов, политических партий, движений, блоков.
Общая характеристика организации ООО «Стройкомплект».
ООО «Стройкомплект» является предприятием, которое возводит частные дома и коттеджи в Республике Татарстан [12]. Основной вид дея-тельности предприятия – строительство отдельных строительных объектов и продажа строительных материалов.
Для ООО «Стройкомплект» характерна линейно-функциональная орга-низация структуры управления.
В процессе снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяется структура средств и источников их финансирования, потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия. Далее рассмотрим экономические показатели деятельности ООО «Стройкомплект» за последние 3 года (таблица 1).
Динамика уровня оснащенности предприятия в сочетании с совершенствованием организации производства отражается на изменении фондовооруженности труда. Наибольшее значение показателя фондовооруженности отмечается в 2021 г. в расчете на одного работника в год. В целом для предприятия характерна тенденция увеличения этого показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 3 %. Изменение валовой прибыли предприятия представлено в таблице 1.
Таблица 1. Анализ основных экономические показатели деятельности
ООО «Стройкомплект»
Рентабельность продаж сократилась в 2021 году по сравнению с 2019 годом на 17,6 %, это вызвано в первую очередь тем, что прибыль от продаж уменьшилась за анализируемый период на 96,4 %. Так же идет уменьшение рентабельности основных и оборотных средств в 2021 году по сравнению с 2019 годом на 67,8 % и 7,7 % соответственно.
Рисунок 1 – изменение валовой прибыли
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что имущественное положение организации в целом стабильное. Для улучшения экономических показателей ООО «Стройкомплект» рекомендуется расширить спектр услуг.
Для анализа внутренней среды ООО «Стройкомплект» используем такие показатели, как финансовое состояние, источники формирования основных и оборотных средств, абсолютные и относительные изменения деятельности, а также маркетинговая работа предприятия.
Финансовый анализ состояния ООО «Стройкомплект» представлен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
ООО «Стройкомплект», в тыс. руб.
Исходя из приведенного выше анализа финансового состояния предприятия можно сделать вывод о том, что рост выручки от продажи товаров и услуг в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился. Данный показатель стремится к показателю за 2019 год. Темп изменения составляет 23,10 % в 2021 году по сравнению с 2019 годом. Данный показатель отстает на 7,83 % от показателя за 2020 год. Одновременно с этим в 2021 году себестоимость продукции повышается на 6% по сравнению с 2020 годом.
Показать больше