Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: в статье рассматривается влияние гаджетов на развитие современных дошкольников.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, гаджеты, развитие, память, внимание, речь.
В современном мире цифровых технологий гаджеты стали неотъемлемой частью жизни людей. Сотовые телефоны, планшеты и компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Родители всегда являются примером для своих детей, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой и папой, которые держат в руках средства связи и тем самым вызывают у них большой интерес.
Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых месяцев жизни.
Некоторые родители специально дают гаджеты своим детям. Цели могут быть разные: успокоить ребенка, чтобы он не устраивал истерик, увлечь его во время дальних поездок, длинных очередей в поликлинике или просто немного расслабиться. Конечно, бывают такие ситуации, когда просто необходимо завлечь малыша чем-нибудь и, конечно же, под рукой оказывается смартфон или планшет, но нельзя превращать это в систему. Родители начинают знакомить своих детей с гаджетами с первых месяцев жизни. И зря! Ведь с первых месяцев жизни у ребенка складываются особые эмоциональные отношения с родителями и окружающими людьми. Это время, когда роль любящего и внимательного родителя незаменима и любые «электронные няни» могут нанести непоправимый вред ребенку, развивая в его поведении аутичные черты, нарушая его развитие и создавая неправильное восприятие окружающего мира [1].
О влиянии чрезмерного увлечения гаджетами на развитие ребенка написано много статей и книг. Большинство из них сходны в том, что гаджеты являются одним из основных факторов в общей тенденции ухудшения здоровья детей. При этом важно учитывать психофизиологические, эмоциональные и воспитательные факторы, а также неизбежное ограничение двигательной активности у детей [4]. Последнее не менее важно, так как специалистам давно известно, что уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития.
Чрезмерное использование устройств может привести к развитию речи ребенка. Современные дети учатся пользоваться устройствами, прежде чем говорить. Они поздно начинают говорить, говорят мало и плохо, их речь примитивна. Звуки с экрана, которые не направлены лично на ребенка и не предполагают никакой реакции, не воздействуют на ребенка, не инициируют никаких действий и не вызывают никаких образов. Они остаются пустым звуком. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борцова, М.В., Некрасов, С.Д. Ребенок и гаджеты: практикум. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. - 30 с.
2. Смирнова, Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 35-36.
3. Современные гаджеты и дошкольники [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/29/sovremennye-gadzhety-i-doshkolniki (дата обращения 10.01.22).
4. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Текст] : (1-3 года) : методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 49 с.