Фрагмент для ознакомления
2
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
В современном мире динамично изменяются моральные и духовно-нравственные ценности и идеалы людей. Общество переживает духовно-нравственный кризис. Основными становятся материальные ценности. В связи с этим духовно-нравственное воспитание молодежи является основополагающей проблемой, стоящей перед обществом и государством.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Ш. А. Амонашвили, А. Я. Данилюк, П. Ф. Лесгафт, В. И. Максакова, К. И. Никонов, Н. И. Пирогов, В. С. Сухомлинский, В. А. Сластенин большое внимание уделяют проблеме духовно-нравственного воспитания и рассматривают ее в разных аспектах — духовности личности и пути повышения ее нравственности, усвоения духовных и нравственных норм и ценностей жизни [8].
Рассмотрим такие аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи, как воспитание, духовность и нравственность.
Воспитание, как указывает энциклопедия, в педагогическом сообществе «…это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития — осуществлению самовоспитания. В воспитании происходит дифференциация систем ценностей, признание традиционных или вырабатывание новых» [6].
В современной педагогике воспитание понимается как намеренное и систематическое, постоянное, длительное воздействие взрослых людей на силы и способности малолетних лиц с целью подготовить их к возможному при данных обстоятельствах человеческому совершенству и тем самым помочь им достойно осуществить предназначение в жизни. Воспитательный процесс обуславливается относительно осмысленным, целенаправленным взращиванием человека в соответствии со специфическими особенностями целей, групп и учреждений, в которых он осуществляется.
Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой.
Духовность – это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2011/11/21/aktualnost-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya
2. Костюк Ю.А. Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности: дис. ... канд. псих. наук. — М., 2003.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с.
4. Пермякова Л. И. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России. – Ижевск, 2017. – 5 с.
5. Покатыло, В. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи / В. В. Покатыло, Л. Р. Глухова, А. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1066-1068. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9965/ (дата обращения: 17.02.2022)
6. Российская социологическая энциклопедия / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед.; Под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 664 с.
7. Табакаев, Ю.В. Реформаторский зуд и депрессия общественного сознания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.
8. Хлызова И. В. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 23-31.
9. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 28.01.2022).