Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: В статье анализируются нормы семейного права, которые регулируют духовно-нравственное становление и развитие ребенка. Указаны проблемные моменты, имеющие признаки правовых пробелов.
Ключевые слова: семья, ребенок, развитие, духовность, нравственность, национальное право.
В различные времена вопросы воспитания детей пытались решить по-разному: было немало радикальных попыток выстроить идеальный процесс воспитания детей, чтобы это положительно сказывалось на них в частности и обществе в целом. В истории культуры, государства и права России также были знаковые моменты. Например, известный памятник литературы «Домострой», жестко регламентирующий поведение в семье, в том числе детей. Он, предположительно, компилировал действовавшие в 16-м веке правовые обычаи. В СССР были нормативно-правовые акты, которые определяли развитие детей дошкольного, школьного, студенческого возраста - октябрят, пионеров, комсомольцев. Роль семьи в воспитании уменьшалась, общества - возрастала.
После распада СССР сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, провозглашалось демократическое развитие общества, с другой - оставалась проблема нормативного регулирования воспитания ребенка.
Беглый анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопрос духовно-нравственного становления и развития ребенка пытаются решить не столько методами юриспруденции, сколько - через приемы педагогики, психологии и даже теологии. Так, В. В. Абраменкова доктор психологических наук считает, что в основе концепции духовно-нравственного развития детей должны лежать Священное Писание, Предание, русская религиозно-философская традиция, святоотеческое наследие [1, с. 103]: в идеале семья действует вместе с церковью, прививает ребенку религиозные ценности, абсолютный нравственный идеал - Христос. При этом она же подходит к проблеме более-менее гибко, выступает за мониторинг образовательного процесса [2, с. 151-169].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2005. -Вып. 1. - С. 103.
2. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — М., 2011. — С. 151–169.
3. Якимова Н. А. Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://core.ac.uk/download/pdf/156948773.pdf (18.03.2022).
4. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750.
5. Корнеева И. Л. Семейное право: учебник и практикум для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., Юрайт. - 2022. - С. 17-23.
6. Ульбашев А. Х. Семейное право: учебник для вузов. - М., Юрайт, - 2022. - С. 39.