Фрагмент для ознакомления
2
Страх и тревоги детей и подростков всегда имеют социально-психологические причины и индивидуальные особенности у каждого из субъектов, кому доводится испытывать страх к чему либо. Становление личности ребёнка или подростка, как правило, всегда сопровождается страхами и тревогами. Развитию личности субъекта всегда способствует много факторов. Семья, общение со сверстниками, социальное окружение и многое другое. Если страхи или тревоги сохраняются у субъекта продолжительное время и негативно на него воздействуют, в этом случае можно говорить о слабости его нервной системы. Проблема изучения человеческих страхов в психологических науках всегда стояла достаточно остро.
Страхи личности изучали авторы: Абакумова Т.В., Ильясов Ф.Н., Квинн В., Кирилов И.О., Крейнина О.В., Левис Ш., Леонтьев А.Н., Шкуратова И.П., Щербатых Ю.В. и др. Анализ подходов к изучению страхов личности со стороны учёных и исследователей был самым разнообразным, что позволило обобщить следующее:
- наличие определенных страхов является возрастной нормой и неотъемлемой частью человеческой жизни, обусловленной необходимостью реакции на грозящие реальные или предполагаемые бедствия;
- крайней формой проявления страха является фобия, или фобическое расстройство - иррациональный неконтролируемый страх;
- страхи имеют тенденцию к изменениям на протяжении всей жизни человека.
По мнению некоторых учёных, проявление страхов, специфичных для определённых возрастных этапов личности является отражением недостаточной психологической зрелости личности. В. Квинн рассматривал страх как один из регуляторов человеческой жизни и как необходимое для психики чувство. Являясь отрицательно окрашенным состоянием, страх обусловлен грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Особую ценность в психологии касаемо изучения страхов, составляют исследования, направленные на их изучение и связано это с возрастными особенностями личности (возрастная периодизация В. Квинна). Прежде всего, необходимо изучать причины, вызывающие страхи и как эти причины могут влиять на уровень выраженности различных страхов [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40.
2. Джиемуратова, Г. А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 20.03.2022).
3. Мурзина, О. Р. Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности страхов личности / О. Р. Мурзина. — Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1203/ (дата обращения: 20.03.2022).
4. Образовательная Галактика Intel [Электронный ресурс] - режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/ (дата обращения: 20.03.2022).
5. Откуда у подростков разные страхи [Электронный ресурс] https://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/25-11-2012/1130060-tin_brain-0 (дата обращения: 21.03.2022).
6. Просекова, Е. Н. Страхи детей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/ (дата обращения: 20.03.2022).
7. Хошимова, Ч. С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч. С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 22.03.2022).
8. Черниковская, М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 22.03.2022).