Фрагмент для ознакомления
2
Статья
Развитие технического прогресса вносит изменения в жизнь общества, в том числе в систему образования. Современный социальный запрос оказывает влияние и на систему музыкального обучения России. Распространение сети Internet, изобретение различные технических новинок (интерактивные доски, новые модели электронных инструментов, средства звукозаписи и многое другое) создают новые возможности.
Последние два года в связи с ограничениями по новой коронавирусной инфекции музыкальные школы, средние специальные заведения и ВУЗы переводились в дистанционный формат. В связи с этим для преподавателя – музыканта знание современных информационных технологий становится важной педагогической компетенцией. Это определило актуальность темы данной статьи, в которой обсуждаются вопросы музыкального образования с применением современных информационных технологий.
Термин «педагогическая технология» был использован на русском языке в книге М.В. Кларин в 1980-ые годы [3]. В работе проанализирован зарубежный опыт преподавания, а термин «an educational technology» был переведен как «педагогическая технология», хотя более точно – «образовательная технология». Позже в своей работе В.П. Беспалько [2] представляет педагогическую технологию как технику организации учебного процесса. Именно в таким понимании термин начинает использоваться в педагогике. Точное определение понятия, на наш взгляд, дано в работе Б.Т. Лихачева: педагогическая технология – это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [5, с. 491]».
Распространение педагогических технологий в системе образования повлекло за собой необходимость их классификации. В зависимости от критерия систематизации педагогические технологии подразделяются на идеалистические, материалистические, гуманистические и др. (с точки зрения философии), социогенные, идеалистические, психогенные, биогенные (с точки зрения психологии), и другие. В контексте темы статьи важны те категории, которые исследователи выделяют по критерию ориентации на личностные структуры:
приходные и эвристические педагогические технологии,
эмоционально-художественные и эмоционально нравственные педагогические технологии,
технологии саморазвития,
информационные технологии.
Таким образом, термин «информационная технология» входит в семантическое поле понятия «педагогическая технология», является его
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бекенова, Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (дата обращения: 23.03.2022).
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
4. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. Монография. Под ред. Бадарча Дендева [Текст] / Б. Дендев. – М.: ИИТО Юнеско, 2013. – 320 с.
5. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст] / Б.Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2001. - 607 с.