Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: В статье рассматривается целостность педагогического процесса, его закономерности и принципы.
Ключевые слова: обучение, педагогический процесс, целостный педагогический процесс, закономерности целостного педагогического процесса, принципы целостного педагогического процесса.
Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию.
Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности — образование человека. Общим качеством всех компонентов системы является взаимодействие педагога и учеников, в кото¬ром реализуются задачи обучения, воспитания и развития лич¬ности в их единстве и взаимосвязи.
Достижение позитивных, общественно и личностно значимых результатов образования возможно именно в целостном педагогическом процессе, в котором обнаруживаются определенные закономерности.
Целью нашей работы является изучение закономерностей и принципов целостного педагогического процесса. Для достижения поставленной цели нам необходимо:
1. изучить понятие «целостный педагогический процесс»;
2. выделить закономерности целостного педагогического процесса;
3. выделить принципы целостного педагогического процесса.
Обратившись к истории возникновения педагогики, мы заключили, что впервые о единстве воспитания и обучения заговорили в XIX веке в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.
Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.
Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.
Исследователи по-разному подходят к определению педагогического процесса. Общим, объединяющим все определения, является рассматривание педагогического процесса, как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности. Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аманов Г.М. Закономерности педагогического процесса / Проблемы педагогики №6 (51). – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «Проблемы науки». – 2020 г.
2. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов, Б. П. Есипов ; Под общ. ред. Б. П. Есипова ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 518 с.
3. Закономерности целостного педагогического процесса [электронный ресурс]: https://lektsia.com/19x43f8.html (дата обращения 30.03.2022).
4. Лихачев, Б. Т. Педагогика : Курс лекций : Учеб. пособие для студентов ВУЗов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.- пед. кадров / Б. Лихачев. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Прометей : Юрайт, 1998. - 462 с.
5. Образование как целостный педагогический процесс [электронный ресурс]: https://elib.bspu.by/bitstream/doc (дата обращения 30.03.22).
6. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 566 с.