Фрагмент для ознакомления
2
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Аннотация. Автор статьи рассматривает вопросы различных видов злоупотреблений правами со стороны потребителей в гражданско-правовых отношениях. По мнению автора, в настоящее время потребитель уже не является заведомо слабой стороне в споре. Злоупотребление правом со стороны потребителя может преследовать как цель извлечения необоснованной выгоды, так и цель причинения вреда без извлечения выгоды. Данные обстоятельства должны учитываться судом при разрешении спора и влечь за собой различные правовые последствия для потребителя, заявляющего необоснованные требования.
Ключевые слова: злоупотребление правом; права потребителя; необоснованная выгода; причинение вреда; ответственность.
Abuses in the field of consumer protection
Annotation. The author of the article examines the issues of various types of abuse of rights by consumers in civil law relations. According to the author, at present the consumer is no longer obviously the weak side in the dispute. Abuse of the right on the part of the consumer may pursue both the purpose of obtaining unreasonable benefits and the purpose of causing harm without obtaining benefits. These circumstances should be taken into account by the court when resolving the dispute and entail various legal consequences for the consumer making unreasonable claims.
Keywords: abuse of law; consumer rights; unjustified benefit; causing harm; liability.
Институт защиты прав потребителя несомненно является одним из тех правовых инструментов, создание которого изначально преследовало исключительно благие цели. Особенно актуальным данный вопрос был на переходе от государственной экономики социалистического типа к экономике рыночной. В данный переходный период возникла ситуация, когда обычный потребитель, воспитанный на доверии к продавцу, столкнулся с массовым обманом со стороны производителя и продавца, и не обладая при этом развитым правосознанием и умением отстаивать свои права оказался в роли не просто «слабой» стороны, а стороны фактически бесправной договорных отношений, формируемых продавцом и производителем исключительно исходя из своих собственных интересов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Белов В.А. Виды требований потребителя: теоретико-практический анализ // Закон. 2021. № 9. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
2. Богдан В.В. Модернизация Закона РФ "О защите прав потребителей" должна быть сбалансированной: к вопросу о необходимости внесения изменений и дополнений // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 2. С. 135 - 142.
3. Волков А.В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике. М.: Волтерс Клувер, 2011. 941 с.
4. Кирпичев А.Е. Деликтные отношения с участием потребителей // Закон. 2021. № 9. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
5. Когда потребитель превращается в террориста // https://pravo.ru/review/view/120188/ (дата обращения - 16.05.2022)
6. Потребительский экстремизм: как защититься предпринимателю // https://e-kontur.ru/enquiry/1353/customerhitler (дата обращения - 16.05.2022)
7. Санникова Л.В. Проблемы защиты прав потребителей страховых услуг // Предпринимательское право. 2020. № 2. С.17-26.
8. Цехер Г.Я. Потребительский экстремизм: природа, формы проявления и меры противодействия // Бизнес, менеджмент и право. 2003. № 2. С. 115 – 121.