Фрагмент для ознакомления
2
формирование определенного эмоционального состояния потребителей информации посредством воздействия на так называемые «болевые точки»;
– опора на сфабрикованное «общественное мнение» для убеждения целевой аудитории в правильности позиции, которую провозглашает СМИ;
– использование различных вербальных техник воздействия на сознание и эмоциональную сферу реципиента (речевая агрессия, юмор, средства художественной выразительности, прямой диалог с реципиентом, основанный на доверительной беседе и т.д.).
Все манипулятивные техники, которые используют современные медиа, в первую очередь, основаны на том, что реципиент отвлекается от основной проблемы, которая его беспокоит, и воспринимает ту информацию, которую ему доносят в наиболее интересной форме. Манипуляция со стороны СМИ иногда актуализирует у потребителя информации даже те потребности в получении информации, которые имели латентную форму [Каратеева, 2015, с. 995].
С помощью манипуляции медиа создают в массовом сознании определенную иллюзию, которую они поддерживает на протяжении долгого времени, постоянно подкрепляя ее сфабрикованными или трансформированными фактами, логическими аргументами, эмоциональными механизмами убеждения и доказывания, которые потребитель информации воспринимает как истину, факты из первоисточника. Особенно эффективной такая манипуляция становится, если СМИ удается зарекомендовать себя как приближенному к правительству страны, что указывает на получение им информации прямо от представителей власти.
И.М. Дзялошинский сформировал общую классификацию манипулятивных техник, которые используют современные СМИ, в том числе и аудиальные (рис. 1) .
Рис. 1. – Классификация манипулятивных медиатехник (по И.М. Дзялошинскому)
Все рассмотренные на рис. 1 манипулятивные техники, так или иначе, постоянно применяются различными медиа. Особенно актуально их применение в тот момент, когда политическая или экономическая ситуация в стране неоднозначна и возникает множество оппозиционных тенденций, которые необходимо пресечь, а единственным инструментом «торможения» негативных общественных настроений являются СМИ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Абдулина, Д.Ш. Проблемы современного радиовещания / Д.Ш. Абдулина // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 718–721.
2. Амелин, В. Социология политики / В. Амелин. – М.: Форум, 1992. – 420 с.
3. Дзялошинский, И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И.М. Дзялошинский // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2005. – № 1. – С. 29–54.
4. Каратеева, А.Г. Технологии психологических манипуляций и управленческих воздействий в журналистике / А.Г. Каратеева // Молодой ученый. – 2015. – № 12 (92). – С. 995–1001.
5. Кихтан, В.В. К вопросу о манипулировании в современных СМИ / В.В. Кихтан, Б.Ю. Мамиева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – № 7. – С. 20–26.
Источники:
1. Дружинин, А. Путин заявил главе Финляндии об ошибочности отказа страны от нейтралитета / А. Дружинин // Радио Sputnik. – 2022. – URL: https://radiosputnik.ria.ru/20220514/peregovory-1788526394.html (дата обращения: 15.05.2022).
2. Леонид Крутаков. Эвакуация боевиков с «Азовстали»…. // Радио Sputnik. – 2022. – URL: https://radiosputnik.ria.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
3. Новости от 17 мая 2022 года, 00.00 // Радио Sputnik. – URL: https://radiosputnik.ria.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).
4. Финляндия и Швеция идут в НАТО. Чем ответит Россия? // Радио Sputnik. – URL: https://radiosputnik.ria.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).