Фрагмент для ознакомления
2
Методы решения проблемы внедрения инновационных способов обучения произношения в методические планы профильной школы.
Совершенствование Российской образовательной системы с учетом потребностей современного быстро меняющегося общества нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В них оценка результатов образования осуществляется по совокупности компетенций, а также личностных характеристик, приобретенных выпускниками за время обучения в разных типах учебных заведений. Это повлекло за собой внесение значительных изменений как в образовательный процесс учебных заведений в целом, так и в дисциплины, преподаваемые в них.
Поскольку цель-результат, являющийся систематизирующим компонентом системы, определяет все остальные ее составляющие, то именно изменения в его структуре и содержании будут в центре внимания данной статьи. Первым таким изменением стал тот факт, что расширено и углублено само понимание конечной цели, каковой является иноязычное образование, направленное на приобретение обучающимися социального опыта, отражающегося современный уровень развития родной и иноязычной культуры в широком смысле этого слова. Он включает, во-первых, совокупность знаний о культуре стран изучаемого языка и об аналогичных явлениях в культуре родной страны; о самом языке в сравнении с родным языком учащихся; о способах учебной деятельности, необходимых им для овладения различными видами речевой деятельности как средствами иноязычного общения.
Второй составляющей социального опыта является опыт репродуктивной деятельности, воплощенный в навыках устной и письменной форм иноязычного общения, а также в обобщенных способах решения учебных и речевых задач репродуктивного характера в стандартных ситуациях. Опыт творческой деятельности, как третья составляющая социального опыта, представлен умениями решать задачи поискового и творческого характера в ходе функционирования иноязычного общения в новых ситуациях, а также тогда, когда общение обслуживает познавательную, преобразовательную и ценностно-ориентационную деятельность его субъектов.
И наконец, опыт эмоционально-ценностных отношений выступает в виде образцового поведения, ожидаемого от обучающихся как субъектов иноязычного общения и учебной деятельности по овладению им. Здесь востребованными оказываются такие качества, как коммуникабельность, информированность, уважение и толерантность к разным точкам зрения и людям, высказавших их, доброжелательность; организованность, целеустремленность, ответственность, требовательность к себе и другим, желание оказать содействие, выразить сочувствие, вместе порадоваться и т. п.
Проблемы языкового образования - образования в области родных и неродных языков и культур - активно обсуждаются в современных условиях социальной мобильности населения, миграционных процессов и конкуренции свободного рынка.
Образовательная область «языковое образование» включает в себя две сопряженные, но автономные сферы: обучение родному языку и обучение неродному (в том числе иностранному) языку. Возможно, тот факт, что эти языки как инструменты речевой деятельности выполняют одни и те же функции, позволяет и пользоваться многоплановым речевым опытом при их изучении, и рассматривать образовательный процесс как интегральный.
К современным школам, колледжам и вузам предъявляются требования о пересмотре подходов, которые до сих пор использовались для обучения иностранным языкам и поиск инновационных методов с учетом развития науки и техники. Ожидается, что они будут использовать мультимедиа и интернет технологии наряду с новыми моделями обучения, с целью ухода от ранее используемой модели, основанной на объяснениях учителя. Кроме того, учащимся рекомендуется изучать иностранный язык с помощью компьютера, что составит 40-50% общего объема учебной нагрузки. Эти кардинальные изменения перекликаются с идеей о главенствующей роли учащегося, которому компьютерные технологии предоставляют доступ к продвинутым методам обучения. Однако, необходимо понимать, что мультимедийные технологии имеют определенные недостатки, а также, что использование мультимедиа требует от учителя дополнительных навыков и умений. В противном случае, будет наблюдаться несоответствие между вкладываемыми усилиями и низкими результатами.
Обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий включает в себя:
Аутентичный языковой материал, такой как видео клипы, флэш анимацию, вебквесты, подкасты, новости и. т.д.;
Онлайн среду, в которой учащиеся могут общаться с носителями иностранного языка через e-mail, текстовые компьютерные редакторы, социальные сети, голосовые или видео конференции;
Инструменты языкового обучения (онлайн приложения и программы), направленные на изучение фонетики, произношения, лексики, грамматики и анализа предложений. Инструменты включают в себя упражнения «от текста к речи», распознавание речи, интерактивные и контролируемые задания;
Онлайн среду, дающую возможность коммуникации между учителем и учащихся, учащихся друг с другом;
Игровые формы обучения.
Существует широкий спектр специальных инструментов и обучающих средств, которые предлагают использование компьютерных технологий для обучения иностранным языкам
Основные технологии при обучении иностранным языкам: системы управления курсом (CMS); интерактивные доски; ePortfolio (цифровой архив работы учащегося, созданный самим учащимся); corpus (коллекция аутентичного языка в устной, письменной или обеих формах); электронные словари; электронные аннотации (ссылки на уровень слова или предложения, контекстные переводы или поясняющая информация); умные обучающие системы; программы проверки грамматики; программы по автоматическому распознаванию речи (ASR) и фонетические программы; виртуальные игры; чаты (синхронная компьютерная коммуникация: текстовая или аудио); социальные сети; блоги; интернет форумы или доски сообщений.
Каким образом компьютерные технологии могут улучшить процесс изучения иностранного языка? Процессы и результаты использования компьютерных технологий зависят от того, как именно они применяются в обучении. Можно выделить два типа компьютерного обучения иностранным. Первый тип предполагает, что компьютерные технологии дополняют традиционные формы обучения и изучения (включая оценивание), делая их быстрее, легче и эффективнее. Второй тип предлагает инновационные способы обучения и изучения, которые должны улучшить компетенции учащихся в большей степени, чем это могут сделать традиционные методы.
Дискутируется проблема формирования и развития «языковой личности», «вторичной языковой личности», творчески выражающих/проявляющих себя в текстах общения, что предполагает, в свою очередь, адекватную интерпретацию речевого поведения со стороны адресата и его личностно-деятельностное участие. Вторичная языковая личность как совокупность способностей, умений, готовностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне (с представителями других культур) фигурирует в качестве цели и результата овладения иностранным языком.
Показать больше