Фрагмент для ознакомления
2
УГРОЗЫ УКЛАДУ БЛАГОЧИНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г.
Аннотация. На 2022 год пришлось 210 лет со свершения драматических событий Отечественной войны 1812. К числу малоизученных явлений из преодолеваемых в ходе той войны Россией испытаний, принадлежит ситуация в области уклада благочиния (в сегодняшней терминологии – охраны общественного порядка).
Ключевые слова. Отечественная война, охрана правопорядка, поведение людей.
Annotation. In 2022, 210 years have passed since the dramatic events of the Patriotic War of 1812. One of the little-studied phenomena of the trials overcome by Russia during that war is the situation in the field of the way of deanery (in today's terminology – the protection of public order).
Keywords. Patriotic War, law enforcement, human behavior.
Россия постоянно сталкивается с внешними угрозами, так происходит в настоящее время, так было во все времена существования Российского государства. Огромную помощь в победе армии над французами оказало местное население, благодаря чему данная война получила название отечественная, когда ополченцы и войска боролись за целостность родной земли, защиту от врага.
Кроме населения и вооружённых сил огромную роль в победе так же сыграли и органы власти, среди которых можно назвать Министерство внутренних дел Российской империи. Французское нашествие выступало угрозой уклада благополучия, нарушая устои общества и сложившийся уклад жизни.
Данное воздействие проявлялось как косвенно, в связи с всеобщей мобилизацией все расходы ложились на плечи женщин и детей, были повышены налоги, так как ведение военных действий это затратное дело, так и прямо, при захвате Армией Наполеона российских городов, разграбление деревень, издевательство над мирным населением и поджог Москвы, после того как русская армия оставила город.
Против угроз правопорядку наряду с армией сражались и органы полиции.
Император Александр 1 выступил с обращением к стране с просьбой выступить на защиту прав государства от Наполеоновской армии.
Необходимо отметить, что Министерство Внутренних дел было создано в 1811 году и на руководящие должности были поставлены опытные военачальники[13].
Полиция одной из первых откликнулась на призыв императора Александра I «исполнить свой долг за всех» в предстоящей войне.
Генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин в течение суток сформировал ополчение для защиты отчизны численностью 30000 человек.
В те дни, когда наполеоновская армия, форсировав Неман, вторглась в Россию и стала стремительно продвигаться к Москве, русское общество крайне волновалось происходящим. Напряжение усиливалось по мере того, как противник проникал вглубь русской территории, а русская армия отступала. В воздухе витало ощущение надвигающейся опасности. Это создавало атмосферу тревоги и пугающего ожидания. Особенно это было заметно в русской провинции, куда известия с театра военных действий поступали очень поздно, если вообще не поступали. В некоторых провинциях о самом факте начала войны стало известно лишь через несколько недель после того, как это произошло.
При отходе русская армия оставляла позиции совместно с полицией, уничтожая все военные документы и ценное имущество[6].
Кроме роста патриотических настроений, были и другие явления. Публика была далеко не разнородна в своем отношении к происходящему. Реакция на военные события была самой разной: от готовности пожертвовать всем во имя спасения Отечества до полного равнодушия, поэтому говорить о всеобщем патриотическом подъеме и сплочении сословий вокруг престола неправильно. Справедливости ради следует уточнить, что патриотические чувства чаще всего преобладали над другими, не столь благородными порывами, но было бы ошибкой полностью отрицать тот факт, что в поступках определенной части тогдашнего российского общества выражались низменные человеческие качества. .
Однако известны досадные случаи, когда вместо поддержки и одобрения патриотического порыва желающих вступить в ополчение раздавались оскорбительные выкрики со стороны властей. Так, в Москву прибыла рязанская депутация дворян из числа уездных старост и сообщила министру полиции А. Д. Балашову о готовности губернского дворянства выставить 60 000 вооруженных и обмундированных воинов. Но Н.э. Балашов вместо того, чтобы одобрить такую инициативу земляков, «позвол
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Бессонов В.А. Военнопленные 1812 г. в России // Военнопленные армии Наполеона в России: 1806–1814: Мемуары. Исследования. М., 2012. – 132 с.
2. Бычков, И. А. Ссылка Сперанского в 1812 году // Русская старина. - 1902. - Т. 110. - № 4. С. 10-12.
3. Вишленкова Т. А. Рецепция французской культуры русским офицером в первой четверти XIX в. // Армия и общество: материалы международной научной конференции 28 февраля 2000 г. Тамбов, 2002. С. 3.
4. Волконский Д.М. Дневник 1812–1814 гг. // Военные дневники 1812 года. М., 1990. – 188 с.
5. Гамбурцев А.А. Воспоминания о 1812 годе / Публ. Н. Б. БыстровойМ.: рукописные памятники Древней Руси, 2012-448 с.
6. Давиденко А.В. «Содействовать против вражеских замыслов и покушений ...»: труды и подвиги российской полиции в 1812 г.: очерки. - М., 2018. - 756 с.
7. Земцов В.Н. Наполеон в Москве Французский ежегодник 2006. М., 2006. С. 199 - 218.
8. Искюль С.Н. Война и мiръ в России в 1812 г. Изд. 2-е, доп. СПб. : Петрополис, 2017 – 448 с..
9. Козловский Г.Я. Москва в 1812 году, занятая французами. Воспоминания очевидца // Воспоминания современников эпохи 1812 г. С. 379.
10. Николвенко П.Д. Полиция России в Отечественной войне 1812 года // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 4 С. 50-56
11. О ситуации по освобождении Москвы 1812 г. [Электронный ресурс] режим доступа http://sovet-miliziy.narod.ru/publ/obshhaja_istorija/o_situacii_po_osvobozhdenii_moskvy_1812_g/2-1-0-125
12. Пантелеев А.Н. Настроения провинциального общества и поддержание порядка во внутренних губерниях российской империи в период отечественной войны 1812 г. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 10 С. 210-211
13. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение. М., 2012. – 310 с.