Фрагмент для ознакомления
2
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности обучающегося, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Актуальность данной проблемы обусловлена качественными изменениями сознания субъекта образования и с необходимостью совершенствования способности личности более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в этом мире.
Под целостной картиной мира исследователи А.В. Лебедев, Л.П. Лобанова, Н.Е. Юзова и др. [6,7,10 и др.] понимают совокупность мировосприятия и мироощущения человека, его знания и мнение о мире и мироздании как мыслящего субъекта. Целостная картина мира представляет собой основу миропонимания и определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений во внешней жизни. В зависимости от субъективного миропонимания человека, в течение жизни изменяются его жизненные приоритеты, социальная активность и направленность деятельности.
Мы исходим из того, что главным средством познания целостной картины мира и приобщения обучающихся к ценностям, созданным другими народами, выступает иностранный язык. Иностранный язык есть ключ, открывающий уникальность и своеобразие культурного наследия. Одним из требований ФГОС НОО является «формирование языковой компетенции младшего школьника» [9]. Формирование картины мира у младших школьников, которая представляет собой систему философских, социальных, политических, нравственных и эстетических взглядов на мир, выступает одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности. Её решение требует соответствующих педагогических условий и их последовательную реализацию в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Целью нашего исследования выступает теоретическое обоснование и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий, в том числе продуктивных обучающих методик, способных оказать позитивное влияние на формирование у младших школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку.
Дети всегда получают много информации об окружающем мире, начиная с детского сада, но при этом все их сведения носят обрывочный и не упорядоченный характер. Однако сформированная целостная картина мира субъекта жизнедеятельности будет отражать наиболее существенные стороны бытия и мышления, природы и общества. Окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна. Каждый соотносит себя с каким-либо определенным горизонтом мира и определенной стороной действительности. Как отмечает Е.В. Потёмкина [8, с. 59], при целостном подходе к образованию «мировоззрение субъекта постепенно проявляется в единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ворожцова И.Б. Основы лингводидактики / И.Б. Ворожцова. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2007. – 113 с.
2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики [электронный ресурс]: https://superlinguist.ru/obshchee-iazykoznanie-skachat-knigi-besplatno/apresian-idei-i-metody-sovremennoi-strukturnoi-lingvistiki.html?ysclid=l9w4bw5xow583026262 (дата обращения: 31.10.2022).
3. Английский язык. Книга для учителя. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 5-е изд. — М. : Express Publishing :Просвещение, 2017. — 152 с. : ил. — (Английский в фокусе). [электронный ресурс]: https://eng4school.ru/uploads/files/spotlight/Spotlight_4_Teacher-s_book.pdf?ysclid=l9w4jaa9mm451031673(дата обращения: 31.10.2022).
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - - М.: Академия, 2015. - 363 с.
5. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В.Колшанский. – М.: URSS, 2007. – 173 с.
6. Лебедев А.В. История формирования картины мира в теории культуры / А.В. Лебедев. - Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2016. – №3. – С. 9-12.
7. Лобанова Л.П. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергейтическом описании / Л. П. Лобанова. – М.: ЛЕНАНД, 2015. - 210 с.
8. Потёмкина Е.В. «Вторичная языковая личность» как объект лингводидактики / Е.В. Потёмкина. - Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2012. - № 4. - С. 59-64.
9. ФГОС НОО, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 [электронный ресурс]: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?ysclid=l9w3xip7x1504803229 (дата обращения: 31.10.2022).
10. Юзова Н.Е. Научная картина мира в языке младшего школьника / Н. Е. Юзова // Молодой ученый. - 2017. - № 33 (167). - С. 71-76.