Фрагмент для ознакомления
2
Современная психология, наряду с термином «смысл» использует термин «значение»; однако этот аспект играет огромную роль при оценке и анализе проблем языка и сознания, так как термины могут обозначать совершенно разные аспекты.
Если обратиться к науке классической лингвистики, то в данном случае эти термины будут рассматриваться как синонимы и будут применяться однозначно. Благодаря переводу с русского на английский язык терминов «смысл» и «значение» можно заменить их единое слово - «meaning». В данном случае «meaning» будет объяснять и смысл, и значение; однако, определение может употребляться в разных определениях и высказываниях и обозначать совершенно различные свойств в зависимости от контекста.
Уже в XXI веке появилось следующее определение слова в виду его «референтного» значения, которое рассматривается как вводящее значение в логическую категорию и «социально-коммуникативное» значение.
Цель исследования: проанализировать особенности применения терминов «значение» и «смысл» в процессе понимания.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. раскрыть теоретические особенности терминов «значение» и «смысл»;
2. проанализировать общие и различные свойства изучаемых терминов.
Методы исследования: сравнительный метод, метод оценки, метод анализа, дедукция.
«Значение» и «смысл» в процессе понимания
Термины «значение» и «смысл» были введены в научных обиход в ХХ веке ученым Л. С. Выготским в его труде «Мышление и речь» (1934 г.). В данном научном труде «значение» раскрывается как объективно сложившаяся в процессе истории система связей, изучающая слова. Взять к примеру слово «чернильница», которое имеет множество значений: черная краска, вместилище и т.д. Поэтому в данном случае слово не только будет указывать на предмет, но и сподвигать к анализу вещей, включенных в систему объективных связей.
Смысл рассматривается учеными как сущностное содержание того или иного выражения языка. Смысл раскрывается как предмет изучения различных теоретических дисциплин. Термин «смысл» впервые был употреблен Аристотелем. Ученый использовал данное слово доминирующим во всей метафизике, как «мысль о целесообразности предмета» .
Аристотель в своих трудах отмечал, что слова связаны с человеческими представлениями, которые даже вызываются ими. Затем спор об универсалиях смысла и значения в Средние века был рассмотрено на основе следующей триады: «слово — предмет — смысл». Именно понятие «смысл» было в дальнейшем раскрыто ученым П. Абеляром в его «концептуализме» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл в определении языковых явлений. Логико-семантические проблемы в семиотике / Н. Д. Арутюнова. — М.: Вита, 1976. – 387 с.
2.Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — М.: Наука, 1956. – 415 с.
3.Дридзе, Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия: трансформирующееся общество. — 2019. - № 2. – С. 15-66.
4.Леонтьев, Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. - 3-е издание. — М.: Логос , 2017. – 365 с.
5.Новиков, А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // Теория и практика речевых исследований. – 2020. - № 3. – С. 55-84.
6.Павиленис, Р. И. Смысл и идентичность, или Путь к себе / Р. И. Павиленис — Вильнюс, 2021. – 158 с.
7.Слюсарева, Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как построить интересный урок иностранного языка на основе семиотической лингвистики. – 2018. – С. 113-152.
8.Фреге Г. Смысл и денотат в определении философский терминов // Взаимосвязь семиотики и информатики в философских науках. – 2019. - № 5. – С. 145-187.
9.Чупина, Г.А. Философия осознания: проблема смысла и значения в контекстах // Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии XX века. – 2017. – С. 26-37.
10.Щедровицкий, Г. П. Смысл и значение. Проблемы семантики / Г. П. Щедровицкий. — М.: Наука, 2017. — 253 с.
11.Betti, E. Allgemeine Auslegungslehre als Methodik der Geisteswissenschaften \ E. Betti. — Tübingen, 1967.
12.Heyde, J. E. Vom Sinn des Wortes Sinn // Sinn und Sein. — 2019. - № 5. – Р. 26-33.
13.Luckmann, T. Zum hermeneutischen Problem der Handlungswissenschaften // Text und Applikation. — 2019. – Р. 119-126.
14.Ogden, C. K., Richards, J. A. The Meaning of Meaning / С. К. Ogden, J. A. Richards. — L.: Stank, 2015. – 152 р.
15.Wendel, H. J. Benennung, Sinn, Notwendigkeit \\ Language knowledges. —1987. – Р. 309-315.