Фрагмент для ознакомления
2
Различные аспекты применения сказкотерапии в работе с детьми рассмотрены в работах Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.Грабенко, О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, Е. С.Мосиной, Л. А.Литвинцевой, Р.М.Ткач, О.Н.Капшук.
Специфика сказкотерапевтической работы со страхами и агрессией детей исследована в работах Е.В.Чех и И.Е.Кулинцовой.
Сказкотерапия как средство психолого-педагогической коррекции оценена многими учеными-исследователями. Сказка является удивительным по силе психологического воздействия средством работы с внутренним миром ребенка, мощным инструментом развития [5].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева акцентирует наше внимание на то, что различные взгляды исследователей понятия сказкотерапии лишь отражают какую-либо сторону комплексной сказкотерапии. Сама Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева под сказкотерапией понимает «способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека» [5].
Целью данного теоретического исследования является доказательство возможности и эффективности применения сказкотерапии как культурного феномена в творческом развитии детей дошкольного возраста.
В начале определим важность периода дошкольного детства в развитии творческого потенциала ребенка. Его ценность - в новообразовании дошкольного детства – воображении - «способность выделять целое раньше частей», «способность к перекомбинированию образов» [9].
Как считает В.В.Давыдов, воображение - это психологическая основа творчества, потому что позволяет субъекту быть способным к рождению нового в любой из сфер деятельности [3].
С.Ю.Головин вот как определяет творчество: «Деятельность, результат которой создание новых материальных и духовных ценностей» [10].
Культурный феномен в творческом развитии дошкольника заключается как раз в свойстве воображения - «отлет от действительности», создании нового образа, а не только в воспроизведении уже известного представления.
Особенность воображения дошкольника – это его повышенная эмоциональность, которая чаще всего проявляется в игровой деятельности дошкольника, в творческих работах, какими являются рисование, конструирование, словесное творчество. Большинство детей любят рисовать, и они гораздо охотнее выражают чувства в рисовании, чем словами. Данные виды деятельности дают природную возможность развивать воображение, гибкость и пластичность мышления детей дошкольного возраста.
И.В.Вачков правильно подметил особенность одного из авторов концепции комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой видеть комплекс возможностей сказкотерапии. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Ученая-исследовательница считает, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки» [4]. Конечно, все эти аспекты являются содержанием сказкотерапевтической работы. И они, прежде всего, подчеркивают функциональность характера определения Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога // СДО. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-v-rabote-detskogo-psihologa (дата обращения: 14.11.2022).
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000. – С. 8-15.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2006.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2006. 176 с.
7. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. — М., 1997
8. Оленникова М. В. Возрастная психология. М., 2004.
9. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
10. Валентин Берестов https://www.culture.ru/poems/14590/ne-boisya-skazok-boisya-lzhi?ysclid=lahrph3k8g674609100
11. Вачков И.В. Сказка в работе психолога: определение и типология https://psyjournals.ru/files/34658/vestnik_psyobr_2010_n2_Vachkov.pdf?ysclid=lahrc9vwt4565059767