Фрагмент для ознакомления
2
Особенности учебной мотивации младших школьников
Проблематика мотивации и побуждающих сил поведения в любых областях деятельности в последнее время является одной из значимых и важнейших.
В школах XXI века вопрос учебной мотивации как фундамент лежит в основе различных видов деятельности. Именно мотивация очерчивает смысл действий и побуждает к ним. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для создания этой основы.
Вопросы мотивации и дифференциации учения представляли интерес для значительного числа ученых. Например, установки, мотивы, потребности, эмоции рассматривались Л.С. Выготским, К. Левиным, А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, В.С. Мерлиным, С.Л. Рубинштейном.
Согласно исследованиям Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, М.Р. Гинзбург, плодотворным временным промежутком максимально интенсивного развития мотивационной сферы считается младший школьный возраст.
Проблеме школьной мотивации в младшем школьном возрасте посвящены исследования следующих отечественных ученых Т.В. Драгуновой, Е.В. Новиковой, A.M. Прихожан, О.А. Сизовой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Т.Н. Юферевой, Л.A. Ясюковой и др.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования изучить особенности учебной мотивации младших школьников.
Проанализировав определения мотивации, которые представлены в исследованиях М.И. Алексеевой, Д.Б. Эльконина, М. Мескона и др. мы пришли к выводу, что мотивация является сложной, многоуровневой неоднородной системой побудителей, которая включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, идеалы, нормы, установки, эмоции, ценности и т.д [5, с.52]. Одновременно всякая деятельность является полимотивированной, а в структуре мотивации деятельности возможно выделить доминантный мотив.
Что же касается учебной мотивации, то она определяется как частный вид мотивации, который включается в учебную деятельность [7, с. 201].
Анализ психолого-педагогической литературы помог нам обобщить все определения учебной мотивации. В итоге сформулировали следующее определение: мотивация учебной деятельности – это система учебных мотивов, интересов, целей, потребностей, которые побуждают учебную активность ребенка.
Вслед за Ю.К. Бабанским, М.И. Алексеевой, Л.И. Божович и др. мы подразделяем стимулирующие к обучению мотивы на: познавательные, социальные учебные мотивы [1, с.8-9; 4, с.249; 2, с.23-26].
С поступлением в школу жизнь ребенка, проходившая главным образом в игровой деятельности, кардинально меняется. Среди существенных изменений в его жизни следует выделить целенаправленное включение в учебную
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М. И. Мотивы обучения учащихся. М.: Советская школа, 2011. 120 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2012. 208 с.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. М.: Издательство «Просвещение», 1968. 464 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности; Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Междунар. пед. акад., 1995. 209 с
6. Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №3 (7). С. 18-23.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1997. 480с.
8. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М. :Фолиум, 1993. 124 с.