Фрагмент для ознакомления
2
Российская электоральная система в течение всего периода своего су-ществования претерпевала существенные изменения как в области избира-тельного права, так и по части возможности реального волеизъявления граждан на выборах. Вышедшее из СССР времен перестройки общество уже понимало, что реализация своих избирательных прав является одной из ос-нов демократического государства, прав и свобод человека, поэтому выборы первой трети 90-х годов были наиболее открытыми и доступными на всех уровнях. С принятием конституции в 1993 году и изменением политической конъюнктуры и вектора развития, электоральные процессы менялись, а реа-лизация избирательных прав становилась все более сложной. Авторитарные тенденции первой половины 2000-х незначительно сказались на электораль-ных процессах, однако после 2014 года оппозиции стало все труднее реги-стрировать партии и участвовать в выборах сначала на федеральном, а по-том и на местном уровнях. В большинстве парламентов как региональных, так и местных, наибольшее число мест сегодня контролирует партия «Единая Россия». Трудности с участием в выборах любого уровня для оппозицион-ных кандидатов, особенно беспартийных связано со сбором необходимого числа подписей, которые даже по меркам выборов низшего уровня остается высоким, преодолением барьера в 5% для получения мандата, а также си-стемном отказе многим кандидатам в регистрации. Современное состояние электоральных процессов можно оценить, как «особо сложное» в плане реа-лизации своих избирательных прав. По оценкам международного агентства «Freedom House», Российская Федерация в реализации политических и гражданских прав, оценивается, как «несвободное государство» с индексом 19 из 100 [4].
Рассмотрим некоторые основные электоральные особенности статисти-ки при проведении выборов разных уровней в связи с особенностями разви-тия избирательных процессов:
1. явка на выборах органов власти более высокого уровня выше, чем более низкого [1];
2. явка на выборах должностного лица выше, чем депутатов представи-тельного органа того же уровня [1];
3. явка на выборах президента выше, чем на выборах любого уровня (например, в 2012 году явка составила 65%, а в 2018 году 67,5%) [3];
4. явка на выборах муниципального или областного уровня повышает-ся в случае наличия оппозиционных кандидатов, которые продолжительно и открыто ведут избирательные компании.
Рассмотрим некоторые тенденции электоральных процессов, которые произошли по всей России в 2022 году.
1. Региональные выборы в России 11 сентября 2022 года проходили в беспрецедентной ситуации: впервые избирательная кампания проходит на фоне ведения СВО. Это привело к изданию ряда специальных нормативных актов, которые усилили ограничения на избирательные права, свободу вы-ражения мнений и даже свободу передвижения.
2. После неудачных региональных выборов сентября 2021 года масштабная департизация на региональном и местном уровнях, которая уже началась несколькими годами ранее, получила дальнейшее расширение: бы-ло снято требование распределять не менее 25% мест в региональных парла-ментах по пропорциональной системе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Разинская А.И. Электоральный процесс в России: его особенно-сти и возможности влияния на развитие демократии в стране// Вестник Мос-ковского государственного областного университета (электронный журнал).- 2018. - № 4 -С.122-134.
2. Провоторов Р.А. Фальсификация итогов голосования: содержа-ние и методы предотвращения// Юридическая наука – 2021 - № 8 – С. 12-15.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Волгоградская область [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.volgograd.vybory.izbirkom.ru/ (Дата обращения: 28.01.2022)
4. Freedom House. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://freedomhouse.org/ (Дата обращения: 28.01.2022)
5. Sonin K. Presidential Elections in Russia: Massive Vote Fraud En-sures that Legitimacy is in Doubt, but the Policy Direction is not//Free Policy Brief Series. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://freepolicybriefs.org/wp-content/uploads/2012/06/free_policy_brief_sonin_march1211.pdf (Дата обращения: 28.01.2022)