Фрагмент для ознакомления
2
Информационная политика КНР
Современная научно-техническая революция характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни: в политику, экономику, социальные отношения, повседневную жизнь. Вступление в информационную эру изменило общество, и государственным структурам приходится приспосабливаться к новой реальности во внутренней политике и на международной арене. Важной частью государственной деятельности стала информационная политика.
Информационная политика – это деятельность государства, организации или индивидуума, направленная на реализацию своих целей и интересов посредством распространения информации в обществе. Информационная политика может быть государственной и негосударственной. В первом случае она направлена на защиту интересов государства, во втором – призвана «обслуживать или всецело обслуживать только интересы отдельных группировок, партий и даже отдельных личностей" (9, с.21)
Информация является особым политическим ресурсом, умелое использование которого способно помочь обрести власть и влияние. Владение информацией становится механизмом, обеспечивающим взаимодействие между различными политическими и общественными группами. Развитая система информационных коммуникаций укрепляет государство, неразвитость информационно-коммуникационных обменов в конкретной политической системе неизбежно ослабляет власть государства, ведет к снижению адаптации его институтов к социальным изменениям, а в конечном счете способствует дестабилизации власти и общества (4,с 16).
Информационная политика государства связана с его историей, политической системой, социально-экономической обстановкой в стране. В данной статье рассмотрены основные этапы информационной политики Китайской Народной Республики, начиная с 1949 года – года образования КНР; дается анализ политики в сфере информации в каждом периоде; делается попытка прогнозирования дальнейшего развития информационной политики.
В послевоенный период страна прошла путь от становления народной демократии, образования и развития социалистического государства с тоталитарным политическим режимом до современного развитого государства с «китайской спецификой» – сочетания рыночной экономики с коммунистическим режимом. Особенности исторического пути КНР сказались на специфике информационной политики государства.
В проведении информационной политики, как и в любой другой сфере политики, можно выделить области деятельности государства: внутреннюю и внешнюю политику. В обеих областях инструментом идеологического воздействия государства на массы являются средства массовой информации. СМИ, находящиеся под контролем государства, как это было на всех этапах развития КНР, призваны распространять и усиливать положительные аспекты правительственной деятельности. Конституция КНР провозгласила право граждан страны на свободу слова и печати. В области внутренней и внешней политики в информационной сфере КНР сочетает принципы демократии с некоторыми ограничительными мерами.
Изучение политики КНР в мировом информационном пространстве представляет особый интерес для исследователей вследствие превращения Китая в ведущую мировую державу и его усиливающемуся влиянию на мировую политику
Информационная политика Китая в 1950-60-е годы
В 1950-е годы при монопольной власти Коммунистической партии средства массовой информации являлись частью политической системы, подчинялись государственным органам и подвергались строгому контролю и проверке на предмет верности партии и ее институтам. Распоряжение 1953 года запрещало любую критику партийной верхушки со стороны партийных организаций и поставило масс-медиа всех уровней под контроль Центрального комитета партии.
Впервые национальная информационная политика была обозначена в документе под названием «План осуществления научной и информационной работы» в 1958 году. Осуществляя план, государство образовало несколько научных и информационных центров, создав таким образом информационную сеть.
Основными видами информационной деятельности в условиях единовластия Коммунистической партии Китая считались пропаганда и агитация. Пропаганда как основной вид односторонней коммуникации с общественностью была призвана показать величие партии и ее достижений. Лидер партии - Мао Цзэдун являлся центральной фигурой, вокруг которой строилась вся пропагандистская работа. Целевыми группами информационной политики являлось все население, начиная с дошкольного возраста. Средствами распространения информации являлись книги, брошюры, фильмы, СМИ. Большая часть информационных материалов была посвящена жизни и деятельности Мао, которого пропагандистские материалы называли «Великим кормчим», «Красным Солнцем», «Великим вождем» и т.д. Агитационные материалы призывали построить «10 тысяч лет счастья» при отказе от личной жизни во имя общественной. Партийная деятельность того времени является ярким примером тоталитарной информационной политики.
С 1949 года до конца 1970-х годов, во времена правления Мао Цзэдуна, основным направлением зарубежной информационной политики Китай считал страны социалистического лагеря и некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки, признающих социалистический путь развития. Распространяемая китайским агентством Синьхуа и его филиалами информация была строго политизирована и идеологизирована. Работа с зарубежными телеканалами, в основном, в коммунистических странах означала простой обмен документальными фильмами.
Изменения информационной деятельности КНР с конца 1970-х годов.
Китайская система масс-медиа претерпела значительные изменения в эпоху реформ, которая началась после смерти Мао Цзэдуна и поворота страны к установлению рыночных отношений в конце 1970-х годов. Хотя Коммунистическая партия продолжала политику установления строгого контроля над СМИ, она была вынуждена модернизировать механизмы контроля в связи с изменениями в политической и социально-экономической жизни страны.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабкина Е.С. Журналистика русского Китая для детей и молодежи (1898-1945 гг. ) //Вестник Томского Государственного университета, Филология. – 2017. –Выпуск №47. – С.184-193
2.Болгов Р. В. Информационные технологии в модернизации вооруженных сил КНР : политические аспекты. URL: // http://www.politex.info/content/
view/774/30/ (дата обращения: 15.04. 2017).
3.Ван Сюй. Роль китайских СМИ в формировании политической культуры общества. Диссер. на соискание ученой степени кандидата социол. наук. – СПГУ. – 2016. – С.158
4.Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М.: Памятники исторической мысли. – 2006. – С.16-19
5.Евдокимов Е. Политика Китая в глобальном информационном пространстве –evdokimov_25.pdf.С.73-83.
6.Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления интернетом
и обеспечения информационной безопасности// Индекс безопасности. –№ 1 (104), том 19. 13559074100.pdf С.169-184
7. Кошурникова Н.А. Особенности информационной политики современного Китая kiis_2016_035.pdf С.279-284
8.Лю Ханьянцзы. Внешнеполитический курс современного Китая
в отражении национальных СМИ// Век информации: СМИ и внешняя политика Китая : сб. науч. статей № 4 (S1) / ред.-сост. Р. В. Бекуров, Ю. С. Данилова, С. Б. Никонов. СПб. : Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. – С.12-66
9.Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Изд-во РАГС–2005. 118с.
10.У Сюцзюань. Информационное обеспечение политики китайского руководства на рубеже XX-XXI вв. Автореферат ученой степени кандидата политических наук, Санкт-Петербургский государственный университет
2010file_357738246-5735.pdf, C. 21
11.Чжан Сяокоу. Средства массовой информации и государственная власть// Век информации: СМИ и внешняя политика Китая : сб. науч. статей
№ 4 (S1) / ред.-сост. Р. В. Бекуров, Ю. С. Данилова, С. Б. Никонов. —–
СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций»,
2014. —С.166-192