Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация. В статье рассматриваются цели и задачи использования ценностного потенциала физической культуры и спорта для формирования физической культуры личности. Отмечается крайняя необходимость в формировании нового подхода в обучении физической культуры общества, в подготовке учителей, педагогов, тренеров нового поколения, обладающими востребованными компетенциями в области физической культуры и спорта. В работе проведен анализ потенциала физической культуры, обозначены векторы новых путей движения в области преподавания физической культуры и спорта.
Ключевые слова: ценностный потенциал, физическая культура и спорт, физическая культура личности, ценность физической культуры и спорта.
Abstract: the article discusses the goals and objectives of applying the value potential of physical culture and sports as the basis for the formation of physical culture of the individual.
Keywords: value potential, physical culture and sport, physical culture of the individual, the value of physical culture and sport.
Значение образования заключается в том, что как система воспитания и образования личности оно формирует у учащегося базовые ценности, необходимые для развития общества. Цель - показать, что образовательная сфера «Физическая культура» обладает необходимым ценностным потенциалом для выполнения задач, перечисленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Не случайно в последние годы культура тела все чаще упоминается не только как самостоятельное социальное явление, но и как устойчивая человеческая характеристика. Тем не менее вопрос о психической и физической культуре ставился еще в эпоху античной цивилизации, но феномен физической культуры человека изучен недостаточно. Исторически физическая культура развивалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке молодого поколения и взрослого населения. Вместе с тем по мере развития системы образования и воспитания физическая культура стала основополагающим фактором формирования двигательных навыков и умений. Качественно новый этап в понимании природы физической культуры связан с ее воздействием на духовную сферу человека как эффективное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. И если нет необходимости специально доказывать огромное влияние физических упражнений на биологическую природу человека: здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то влияние его на духовное развитие требует особых пояснений и доказательств. Важным аргументом в пользу значения физической культуры для всестороннего развития человека может стать понимание ценностного потенциала этого явления [1].
Ценности — распространенное понятие в социологии, изучающей личность и социальное поведение. Ценности воплощают в себе значимость предметов и явлений социальной среды для личности и общества. Ценности являются общественно приобретенными элементами структуры личности и служат фиксированными и устойчивыми представлениями о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элементы культуры, становятся элементами духовной культуры личности и по мере усвоения ценностей этой культуры становятся важными регуляторами поведения. Каждый тип культуры, каждая эпоха, страна, народ и группа имеют свою систему ценностей. В связи с этим необходимо представить механизм, преобразующий общественную ценность в индивидуальную частную собственность, имея при этом в виду два измерения общественной ценности и индивидуальной ценности, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта в современном обществе [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бородачева, С. Е. Роль преподавателя физической культуры в формировании нравственного воспитания средствами физической культуры / С. Е. Бородачева, В. А. Мезенцева, О. П. Бочкарева // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2019. – № 33. – С. 90-92.
2. Воронов, Н. А. Самостоятельные занятия физической культурой студентов вуза во время самоизоляции по дисциплине "Физическая культура и спорт" / Н. А. Воронов, И. П. Гладких, А. В. Люсин // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 12. – С. 45-49.
3. Жукова, С. Д. Лечебная физическая культура как основа занятий физической культурой со студентами с ослабленным здоровьем / С. Д. Жукова, Л. М. Лукьянова // Наука-2020. – 2021. – № 9(54). – С. 5-11.
4. Костюченко, В. Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ / В. Ф. Костюченко, Г. В. Руденко, Ю. А. Дубровская // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – С. 38-39.
5. Хрущ О. И. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2017. – № 3. – С. 145-150.