Фрагмент для ознакомления
2
Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в семье дворян, в селе Татеве, которое в настоящее время входит в Оленинский район Тверской области. После получения домашнего образования Сергей Александрович поступил в Московский университет, который успешно заканчивает и защищает докторскую диссерта¬цию на тему «О некоторых химических превращениях раститель¬ных тканей». Интересом к естественным наукам он не ограничивался, и любил заниматься философской, общественной и преподавательской деятельностью. Закончив преподавание в 1868 году он уходит в отставку, приезжает в свое родное село и основывает настоящее воспи¬тательное и образовательное пространство в ходе открытия ряда школ. Воодушевившись идеей создания новой педагогической концепции, С.А. Рачинский закладывает свои основы в школу: семейное воспитание, тради-ции русской народной жизни и ее православные устои.
Так как большое значение в жизни сельского обывателя имеет природа, то конечно Сергей Александрович не мог оставить данный вопрос без внимания. Будучи химиков и педагогом одновременно, он в статье «Школьное цветоводство» указывает следующую мысль: «Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого». Из этого утверждения можно вынести следующую мысль – формирование ребенка как личности невозможно без любви к естественному и природному началу.
Природа и религия рассматриваются С.А. Рачинским как важнейшие факторы формирования духовного мира ребенка. Совершив поход в Нилову пустынь в 1879 и в 1887 годах, воспитанники сельской школы С. Рачинского на себе ощутили духовное влияние православных подвижников, осознали воочию подвиг монастырского послушания. Биолог по образованию, С.А. Рачинский во время паломничества в Нилову пустынь обращал внимание своих учеников на местный ландшафт, на местную флору. Тем самым паломничества в сельской школе С.А. Рачинского носили не только религиозный характер, но и являлись своеобразными «открытыми уроками» биологии и географии, местной истории и краеведения. Расширение духовного, нравственного и умственного кругозора — вот что давали ученикам школы С.А. Рачинского такие походы по святым местам. Таким образом педагог умел организовывать комплексный подход обучения, реализовывал метапредметные связи на практике, что конечно же в свою очередь расширяло кругозор и формировало мировоззрение школьников.
6. Целью сельской школы, по мнению татевского учителя, заключается в стремлении развить в детях религиозно-нравственное чувство и воспитать характер трудовой и честной семьи».
7. Только через воспитание и образование протекает и формируются нравственные идеалы и ориентация молодежи.
8. Идея само¬управления в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председа¬тель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средства¬ми и реально определяли состояние и развитие школ.
Таким образом, школы Рачинского ставили себе такие задачи: учить детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы.
Показать больше