Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРИЯ “ЧИСТОГО ПРАВА” Г. КЕЛЬЗЕНА
Современное развитие глобальных интеграционных процессов мировой цивилизации характеризуется усиленным вниманием к поиску теоретических концепций, которые обеспечат эффективное действие механизма защиты прав человека. Выяснение соотношения специально-юридического и общесоциального в содержании и сущности позитивного права является важным аспектом данной проблемы, актуальным и сегодня.
Рассмотрение концепции «чистого права» Г. Кельзена является целью данной работы.
Несмотря на то, что юридический позитивизм в XX веке был значительно подавлен социологическими и естественнонаучными теориями, в буржуазной юриспруденции значительное место все еще занимал формализм. Наиболее влиятельным направлением правового неопозитивизма является нормативизм Ганса Кельзена.
Изучение сущности нормативной правовой теории является краеугольным камнем понимания других теорий права, поскольку эволюционный путь развития этого понятия отмечен индивидуальным вкладом каждого из его создателей, который служил оплотом для создания дополнительных концептуальных подходов.
Ганс Кельзен родился в Праге в 1881 году. В возрасте двух лет он переехал со своими родителями в Вену, где и начал заниматься научной деятельностью. Получил пост издателя Журнала публичного права, в котором он опубликовал свои первые работы. Они были посвящены истории и проблемам государственного права, в частности, отношению к этим вопросам Данте Алигьери. В течение этого периода были окончательно сформированы теоретические взгляды Кельзена. Как известно, после Первой мировой войны в Европе начались бурные общественно-политические процессы. Они не обошли стороной и разделенную на несколько государств Австро-Венгерскую Империю.
В 1918 году Ганс Кельзен стал профессором Венского университета, а также юрисконсультом первого республиканского правительства, в составе которого участвовал в разработке конституционных законов послевоенной Австрии. От имени главы Кабинета он разрабатывал принятый в 1920 году проект Конституции Австрийской Республики. Позже он основал Конституционный суд Австрии и работал там в качестве судьи следующие десять лет.
В 1930 году Кельзен перебрался в Германию, где получил образование в Кёльнском университете. Приход к власти нацистов заставил его переехать в Женеву в 1933 году, а вскоре и в свою родную Прагу. Там, в 1934 году, он опубликовал книгу «Чистая доктрина права» («Reine Rechtslehre»). Эта работа была основной в его карьере. Благодаря ей Кельзен известен как самый крупный и последовательный сторонник правового позитивизма. В 1940 году, после оккупации Чехословакии, Кельзен эмигрировал в Соединенные Штаты. Первым его местом работы стала юридическая школа в Гарварде. В ней он работал в течение года в качестве приглашенного исследователя. Но администрация нашла вклад ученого в академическое развитие Юридической школы не очень многообещающим. Поэтому в возрасте 62 лет он переехал в Калифорнийский университет в Беркли. С 1942 года он стал профессором этого университета и работал там, в отделе политологии, до выхода на пенсию. До конца своей жизни Кельзен не оставлял научную работу, которая длилась почти 70 лет. Смерть помешала ему завершить работу над книгой, которая обобщает изучение дела всей его жизни, «Общая теория норм» («Allgemeine Theorie der Normen»).
Мировоззрение Г. Кельзена сформировалось в период расцвета и господства философии позитивизма, а также интенсивного развития различных неокантианских школ и направлений.
Его основной работой была «Чистая теория права». В этой работе Г. Кельзен достаточно подробно анализирует понятие нормы, а именно: он рассматривает норму как схему интерпретации; коррелирует нормы и нормотворчество, реальность и масштаб реальности нормы, определяет действия, которые имеют положительный и отрицательный характер для регулирования поведения людей: порядок, полномочия, разрешение; рассматривает норму и ее значение [4, с. 1]. Чистота доктрины закона Кельзена означает не отсутствие исходных аксиом, а критические отношения к этим аксиомам, не их возвышение до ранга необходимых условий существования закона, но их рассмотрение как возможного альтернативного пути обоснования и разъяснения закона [1, с. 174].
В этой статье рассматривается нормативная теория Г. Кельзена и особое внимание уделяется теории чистой доктрины права, верховенства закона и порядка, морали и ее отношения к закону.
Проведем анализ «теории чистого права», являющейся классической основой современной нормативной концепции правового осмысления.
Под этим названием была построена теория позитивного права, которая, чтобы обеспечить ее чистоту, отказывается от когнитивных усилий по отношению ко всем элементам, чуждым этой области исследований. В своем трактате Кельзен пишет, что «чистая доктрина права - это теория позитивного права: позитивный закон в целом, а не какой-либо особый правовой порядок. Это общая доктрина права, а не толкование отдельных национальных или международных правовых норм. Он пытается ответить на вопрос о том, что правильно и как оно есть, но не о том, как оно должно быть или должно быть создано. Это правовое поведение, но не политика закона» [5].
Таким образом, Г. Кельзен, обобщив все, что было создано его предшественниками на пути стандартизованной доктрины, создал свою собственную концепцию, «чистое учение о праве», «учение о пирамиде норм, не зависящих от существующих», которое теперь понимается как классический нормативизм правового понимания. Г. Кельзен смог не только обобщить, но и структурировать различные точки зрения, в результате синтеза которых появилась специальная теория, ставшая классикой нормативизма [2, с. 17].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антoнoв М.В. Об oснoвных элeмeнтaх чистoгo учeния o пpaвe Гaнсa Кeльзeнa. // Тpуды Институтa гoсудapствa и пpaвa Рoссийскoй aкaдeмии нaук. 2013. № 4.
2. Бaинa Е.В., Куpчeeв В.С.. Нopмaтивистскaя тeopия пpaвa Гaнсa Кeльзeнa кaк пиpaмидa нeзaвисящих oт сущeгo нopм // Вeстник НГУ. - Нoвoсибиpск: Изд-вo НГУ, 2009, Т. 5 Вып. 2.
3. Вopoтникoв А.А. Тeopитичeскиe вoззpeния Н.М. Кopчунoвa нa пpaвo // Извeстия ВУЗ. Сepия: Пpaвoвeдeниe. 1996. № 3 (214).
4. Зaмopскaя Л.И. Нopмaтивнoсть пpaвoпoнимaния: Общeтeopитичeскиe aспeкты (пo Г.Кeльзeну) // Вeстник Вoлжскoгo унивepситeтa им. В.Н. Тaтищeвa. - Тoльятти: ВУиТ, 2013, № 2 (78).
5. Кeльзeн Г.. Чистoe учeниe o пpaвe. Сб. пep. Вып. 1. М.: АН СССР ИНИОН, 1987.
6. Хopин Е.М. Нopмaтивистскaя тeopия пpaвa Г.Кeльзeнa (Обзop). // Пpaвoвaя мысль XX вeкa: сбopник oбзopoв и peфepaтoв. М. Изд.: ИНИОН РАН. 2002 г.
7. Kelsen H. Der Staat als Integration. Eine prinzipielle Auseinandersetzung, 1930.
8. Kelsen H. Der soziologische und der juristische Staatsbegriff, 1922.
9. Kelsen, H. General Theory of Law and State / Н. Kelsen, Cambridge: Mass, 1945.