Фрагмент для ознакомления
2
На данном этапе невозможно ограничиться констатацией влияния технологических факторов на социальные отношения: цифровые технологии меняют устоявшиеся национальные и социальные институты [10].
Как ни странно, даже классические юридические теории подвержены влиянию новых технологий, особенно угрозы Интернета. Если даже в самом общем приближении можно понять набор правил об отношениях, формируемых между субъектами конкретного объекта посредством закона, то очевидно, что в эпоху цифровых технологий каждый компонент этого определения нуждается в уточнении.
Начнем с действующего лица - субъекта права. Дело в том, что субъект права устанавливает виртуальные отношения через Интернет и не всегда повторяет реальные. Виртуальная жизнь может иметь, а может и не иметь предсказуемых и реальных юридических последствий.
Первая проблема здесь - это идентификация. В виртуальном пространстве субъект обычно скрыт за так называемой виртуальной личностью или цифровым изображением. Псевдоним (сетевое имя) может маскировать человека. Отметим, что увеличение возможности анонимности мало влияет на заключение сделки: деловые интересы решают проводить транзакции через Интернет с субъектом X и субъектом Y.
Вторая проблема - необходимость формализовать отношения (например, подать электронное обращение в государственное учреждение).
Физические лица хранят персональные данные в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных». В большинстве случаев персональные данные идентифицируются как фамилия, имя, отчество, год, адрес, социальный статус, материальное положение, образование, профессия, доход и т.д. Однако Интернет расширил возможности косвенной идентификации человека: путем сравнения определенных данных можно идентифицировать человека, формально не нарушая правил автоматической обработки данных [3].
Другим аспектом проблемы персональных данных является их взаимосвязь с имиджем сервиса. Например, в некоторых случаях государственные служащие действуют под особым контролем, когда их действия и слова фиксируются аудио- и видеозаписью для предотвращения коррупции и т.д.
Согласно Федеральному закону № 645-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»», государственные должностные лица и граждане, в настоящее время претендующие на замещение должностей в сфере государственного управления, предоставляют работодателям адрес веб-сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 10.07.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»».
5. Азизов Р. Ф. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и историко-правовое исследование. СПб.: Кнорус, 2019. – 18 с.
6. Архипов В. В., Наумов В. Б. О некоторых вопросах теоретических оснований развития законодательства о робототехнике: аспекты воли и правосубъектности // Закон. 2019. № 5. С. 157—170.
7. Бачило И. Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. М.: Вита, 2019. – 241 с.
8. Войниканис Е. А. Развитие регулирования информационной сферы и интеллектуальные права:теоретико-правовые аспекты // Государство и право. 2019. № 7. С. 92.
9. Козлов С. В. Правовое регулирование отношений в сети Интернет, или Что такое интернет-право // Право и экономика. 2019. № 11. С. 44-51.
10. Малеина М. Н. Формирование понятия «человек» в российском праве // Государство и право. 2021. № 1. С. 10-22.
11. Родимцева М. Ю. Регулировать - нельзя манипулировать (о рисках информационного общества) // Государство и право. 2020. № 7. С. 72-89.
12. Савельев А. И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии // Вестник гражданского права. 2019. № 5. С. 62—99.
13. Талапина Э. В. Модернизация государственного управления в информационном обществе: информационно-правовое исследование. М.: Нова, 2019. С. 16-20.
14. Терещенко Л. К., Стародубо-ва О. Е. Загадки информационного права // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 161-165.
15. Туликов А. В. Зарубежная правовая мысль в условиях развития информационных технологий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. С. 210-236.