Фрагмент для ознакомления
2
Девиантное поведение – является устойчивым поведением человека, которое отклоняется от общепринятых и важнейших социальных норм, а также наносит реальный ущерб обществу или личности и сопровождается процессом социальной дезадаптации. Среди основных причин отклонений поведения подростков, наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация может быть детерминирована как психо-биологическими, социальными, так и индивидуально – личностными чертами ребенка. Социальной дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены.
Наше исследование посвящено изучению личностных характеристик подростков, склонных к девиантному поведению.
В исследовании приняли участие 60 подростков 14 – 16 лет, которые составили две группы: девиантные и недевиантные подростки.
Исследование показало, что все формы отклоняющегося поведения больше выражены в группе девиантных подростков. Девиантные подростки менее адаптированы в группе сверстников, у них больше выражено антисоциальное поведение, противоречащее правовым нормам, злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность, стремление причинить себе боль и/или физический вред.
В обеих группах подростков средний уровень агрессивности и адаптированности. Все виды агрессивности у подростков обеих групп выражены умеренно. Однако, в группе девиантных подростков значительно выше уровень вербальной агрессии (р≤0,01), физической агрессии (р≤0,01), самоагрессии (р≤0,05) и общей агрессивности (р≤0,01) по сравнению с недевиантными подростками. То есть, девиантные подростки более агрессивны, чаще выражают свое агрессивное отношение через словесные оскорбления и применение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2012. – 237с.
2. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием / ред. Н.А. Польская. – Саратов: Наука, 2020. – 370 с.
3. Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. – 2018. – №1. – С.24-26.
4. Социально-педагогические технологии работы с подростками девиантного поведения: учебное пособие для студентов вузов и СПО / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Т.В. Зеленкова, М.Б. Земш, Т.М. Гулевич, Е.В. Литошенко, А.А. Лосева, Е.А. Петрова, Н.А. Филина, Х.Г. Юсупова; под общей ред. И.А. Ахметшиной. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. – 197 с.