Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в РФ особое внимание уделяется ситуациям, связанным с режимом ЧС, которые могут возникнуть при реализации крупных национальных проектов, развитии экономики, цифровизации страны, информационных технологий, строительстве транспортной инфраструктуры и геополитической нестабильности. Эти направления являются стратегическими для развития страны, но при их реализации может возникнуть ряд проблем, связанных с безопасностью людей и территорий.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЗНТ от ЧС) становится одним из главных направлений государственной политики в области национальной безопасности и является первостепенной задачей организации работы органов государственной и муниципальной власти при ЧС.
В РФ существует система государственного управления, которая занимается ЗНТ от ЧС. Органы власти, ответственные за ЗНТ от ЧС сформированы на всех уровнях управления и являются частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС) [15, с. 209].
Согласно указу Президента РФ от 1 января 2018 г., были установлены «Основы государственной политики РФ в области ЗНТ от ЧС на период до 2030 года» [4]. Этот документ определяет цели, задачи и приоритетные направления государственной политики РФ в области ЗНТ от ЧС на период до 2030 г., а также механизмы ее реализации. Статья 9 данного документа содержит список мероприятий, которые будут проводиться с целью ЗНТ от ЧС. Среди них – улучшение системы предупреждения и реагирования на ЧС, обеспечение готовности к проведению рейдовой ЗНТ от ЧС, создание резервов материально-технических ресурсов и многое другое.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон 21.12.1994 № 68-ФЗ [Электронный ресурс] Справочная правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).
2.Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ [Электронный ресурс] Справочная правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).
3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] Справочная правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).
4.Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года: указ Президента РФ от 01.01.2018 № 12 [Электронный ресурс] Справочная правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).
5.О единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 [Электронный ресурс] Справочная правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).
6.О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 29.04.1995 №444 [Электронный ресурс] Справочная правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).
7.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ и обеспечение защищенности от чрезвычайных ситуаций / В.А. Акимов, А.А. Антюхов, Е.В. Арефьева [и др.]; Совет Безопасности Российской Федерации, Российская академия наук, МЧС России, Ростехнадзор, Российский научный фонд, ГК «Ростех», ГК «Росатом», ПАО «НК «Роснефть», ОАО «РЖД», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром». – Москва: МГОФ «Знание», 2021. – 500 с.
8.Дубровина А.А. Вопросы разграничения полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления, их взаимодействие / А.А. Дубровина, Д.М. Уханова // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием, Москва, 19-23 апреля 2021 года. – М.: РУДН, 2021. – С. 454-457.
9.Иванов Е.В. Результаты оценки состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2022 году / Е.В. Иванов, А.В. Рыбаков, М. Ф. Баринов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2023. – Т. 12, № 2(62). – С. 186-191.
10.Иванов Е.Е. Теоретический анализ проблем во взаимодействии МЧС России с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / Е.Е. Иванов // Реформирование российского законодательства: проблемы, тенденции, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 15 сентября 2022 года. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2022. – С. 22-25.
11.Исраилов А.Х. Особенности межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций / А.Х. Исраилов, Д.В. Горожанкина // Научные достижения и инновационные подходы: теория, методология, практика: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, Анапа, 28 октября 2022 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2022. – С. 14-19.
12.Лубочкин Р.В. Нормативная правовая база мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций / Р.В. Лубочкин, Д.Е. Завьялов, А.Е. Савенкова // Наукосфера. – 2020. – № 10-2. – С. 38-44.
13.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: учебное пособие для органов управления РСЧС / под общ. ред. Ю.Л. Воробъёва. – М.: КРУК, 2002. – 367 с.
14.Прудников Г.Г. Особенности организации защиты населения и территорий регионов РФ от чрезвычайных ситуаций / Г. Г. Прудников // Студенческий вестник. – 2023. – № 4-8(243). – С. 11-18.
15.Растягаев В.И. Современные подходы к организации защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях / В.И. Растягаев, М.А. Кучеров // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – № 6(69). – С. 207-210.
16.Торгашев Р.Е. Формирование механизмов реализации государственной политики в области защиты населения и лесных природных территорий от чрезвычайных ситуаций на региональном уровне / Р.Е. Торгашев // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов, Москва, 21–26 ноября 2022 года. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 1229-1236.
17.Упоров А.Г. Административно-правовой режим защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / А.Г. Упоров // Теория и практика социо-гуманитарных наук. – 2023. – № 3(23). – С. 122-129.
18.Разъяснение по разграничению полномочий в области ликвидации чрезвычайных ситуаций // МЧС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://34.mchs.gov.ru/ deyatelnost/press-centr/novosti/2380123 (дата обращения: 29.05.2023).
19.Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) / Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mchs.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2023).