Фрагмент для ознакомления
2
Современная настенная живопись базируется на художественном опыте творцов предыдущих эпох, следовательно, изучение такого опыта и последующее его грамотное применение являются главными задачами современных мастеров настенной живописи. Обращаясь к искусству фрески (с итал. «a fresco», «по-сырому»), следует сказать, что под данным термином понимается создание изображения красками на свежем известковом грунте без использования связующего элемента или же с использованием известкового связующего (известковое тесто или известковая вода – гидрат оксида кальция). Необходимо также отметить, что изначально не существовало универсальной техники создания фрески, которая состояла бы только из разведенных водой красок или же красок, содержащих определенное количество гидрата оксида кальция. Однако исторически сложилась общая система такой настенной живописи, где в определенной мере и в определенном сочетании применялись четыре разных материала – собственно фреска, известковые краски, темперные краски и клеевые краски.
В частности, изучение росписей мастера русской средневековой живописи Дионисия и технологический анализ красочного слоя позволили выявить приемы, с помощью которых художнику удалось достичь исключительной гармонии колорита. В 1924-25 гг. группа студентов, обучавшихся в Высших художественно-технических мастерских, во главе с профессором Н.М. Чернышевым осуществили поездку в Ферапонтов монастырь. Исследователями было сделано важное научное открытие, определившее специфический уклон изучения техники фресковых росписей Дионисия: предположительно, художник и его сыновья использовали в своих работах местные краски, которые были получены путем растирания цветных камней, раскинутых на берегах Бородавского и Пасского озер. По мере развития технических и химических средств в дальнейшем стало возможно проведение более точного микрохимического и спектрального анализа пигментов, полученных с фресок собора.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А.В. Изучение технологии фрески и стенописи: теоретический экскурс // Дискуссия. 2012. № 8. С. 12-17.
2. Исаева М.В. Колористическая палитра фресок Ферапонтова монастыря // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 1 (21). С. 77-81.
3. Кукенков В.И. Колориты древнерусской иконописи // Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 22-23 июня 2017 года / Е.Ж. Шуплецова (отв. ред.) [и др.]. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. С. 128-133.
4. Лелекова О.В. Особенности колорита росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. Москва: Советский художник, 1985-. Вып. 8 / [составитель Г.И. Вздоронов]. 2010. С. 13-24.
5. Наумова М.М., С.А. Писарева С.А. Материалы и техника исполнения настенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Сохранение росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Материалы Международной научно-методической конференции (13-15 сентября 2011 года, Кириллов – Ферапонтово). М.: «Индрик», 2012. С. 78-84.
6. Шелкова Е.Н. Открытие, изучение и реставрация стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (конец ХIХ – ХХI век) // Милютинские чтения. Общество, бизнес и культура провинциальной России второй половины ХIХ – начала ХХI века. Сборник научных работ, Череповец, 20-23 апреля 2016 года. Том Выпуск VIII. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. С. 100-115.