Фрагмент для ознакомления
2
Формирование этических умений у бакалавров психолого-педагогического образования
Повседневная работа педагога-психолога часто обращается к вопросам нравственного выбора, ставит перед специалистом такие задачи, такие жизненные ситуации, где от него требуется огромная чуткость в понимании этики взаимоотношений, чтобы разрешить конфликт.
Профессия предъявляет к специалисту строгие требования в плане соблюдения профессиональной этики, а так же вопросах сопереживания, этической оценки, выбора критериев оценки чужой деятельности [3, 12].
От психолога в его работе требуется некоторая доля беспристрастности, умения объективно смотреть на вещи, но это не обозначает окончательного отказа от использования нравственных и этических категорий, которые необычайно важны в любой работе с людьми, и особенно в профессиях, связанных с воспитанием детей, чья психика еще находится в стадии формирования.
Работа психолога в педагогике связана с коммуникацией как между специалистом и ребенком, так и между специалистами. Это работа напряженная, сложная, требующая от участников много знаний о специфике возрастных проблем, специфических умений работы именно в педагогической сфере.
В подготовке специалистов психолого-педагогического образования этот вопрос должен рассматриваться отдельно. Специфика этических умений психолога, ведущего работу в педагогической сфере, касается, во-первых, самого детского контингента, работа с которым кардинально отличается от работы со взрослыми людьми. Во-вторых, сама профессиональная деятельность психолога диктует необходимость обращаться к иным категориям оценки, чем те, которыми пользуется обычный человек.
Сформировать у студентов профессиональное этическое мышление, умение взглянуть на нравственные вопросы с позиции педагога-психолога, не прибегая к субъективности суждений – вот задача, которую ставит перед собой высшее педагогическое образование на данном этапе [2, 23].
В данный момент высшее образование на уровне ступени бакалавриата все больше удаляется от стратегии усвоения знаниевого компонента, взяв за основу стратегия формирования у студенчества компетенций в необходимых будущему специалисту областях.
В системе образования компетентностный подход разрабатывался авторами - И.А. Зимней, А.В. Хуторским, Э.Ф. Зеером, Дж. Равеном и др.
Э.Ф. Зеер рассматривает компетентность специалиста как способность
выполнения профессиональной деятельности, где основную роль играют профессиональные знания и умения.
А.К. Маркова полагает, что характеристика качеств педагогического общения и высокий уровень осуществления педагогической деятельности и есть проявления его педагогической компетенции.
В современном образовании при обучении бакалавра психолого-педагогического образования структура образованности изменилась, и она учитывает уже не количество статичных знаний, а личную инициативу, готовность к саморазвитию в профессиональной сфере, стремление к профессиональной самореализации, профессиональная направленность.
Но необходимо отметить, что и глубокие предметные знания, и направленность на профессию не исчерпывают профессиональной деятельности психолога, поскольку она предполагает и обширный этический компонент.
Высокая квалификация психолога, его понимание социальных стратегий современности, умение понять специфику переживаний воспитанника и правильно интерпретировать их в реальных условиях учебной или социальной ситуации – те условия, которые обеспечат ребенку максимальную поддержку со стороны психолога.
Здесь очень важно понимание психологом того, что опыт воспитанника единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Отсюда вытекает совершенно иная мера ответственности психолога за ход и результаты консультативного процесса.
Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки – формирования полноценной личности, возможности самореализации для ребенка, что и выдвигает этическую проблематику на первое место при профессиональной подготовке психологов.
Причем этическая проблематика проявляется в виде необходимых для профессии психолога профессиональных этических норм, стандартов или профессиональном «кодексе чести».
Нормы поведения педагога-психолога - это правила, которые опираются на этические законы общения между людьми и специфические профессиональные нормы, требующие от специалиста вести себя определенным образом.
Это определенный регламент, который с одной стороны, ограничивает специалиста от злоупотребления деятельностью, с другой направляет его решения, т.к. не все общественно признанные нормы применимы для специалистов, для них есть ограничения, как во внешних проявлениях, например, в разговорном жанре, так и по степени воздействия на всех участников взаимодействия.
В первую очередь этический кодекс исходит из того, чтобы не причинить вред клиенту, поэтому этические кодексы были созданы, регламенты прописаны.
Одно дело, когда просто говорим и понимаем как можно себя вести в бытовом взаимодействии, а как нельзя, другое дело, когда контакт происходит в профессиональной деятельности и он обусловлен множеством сложных внешних факторов, которые не позволяют принять однозначное решение.
Четко оформленные этические нормы помогают специалисту в этом случае, ориентируя его, по меньшей мере, «от противного» – чего предпринимать нельзя ни в коем случае. Это регламент, который удерживает специалиста в определенных рамках.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Введение в практическую психологию образования. Учебное пособие. — Балашов: СГУ, 2013. — 277 с.
2. Афашагова А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2009. – 187 с.
3. Барабанов В.В. Духовно-нравственные ценности в образовании как приоритет государства // Universum: Вестник Герценовского университета, № 8, 2010, с. 10-14.
4. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Диссертация … кандидата наук. Киров, 2006. – 186 с.
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.
6. Кавизина К.Н. Особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, 2016, с. 136-142.
7. Краснова Н.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Деловое общение». Тольятти: Поволжский государственный университет сервиса, 2012. – 132 с.
8. Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология» (квалификация бакалавр)». Электронный ресурс. Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_37.03.01.doc Дата обращения: 01.03.2018
9. Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности // Universum: психология и образование, № 4 (34), 2017, с. 38-43.
10. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. – 382 с.
11. Филатова Л.Б. Педагогические технологии формирования этической компетенции в профессиональной подготовке. Монография. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. — 128 с.
12. Цепелева Н.В. Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов // Journal of Siberian Medical Sciences, № 6, 2014, с. 2-10.
13. Чупров Л.Ф. Деонтология в психологической практике // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, № 12, 2014, с. 38-42.
14. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 2, 2012, с. 75-84.
15. Этический кодекс психолога и клятва российского психолога. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics_klyatva.php Дата обращения: 01.03.2018