Фрагмент для ознакомления
2
Среди огромного разнообразия учащихся люди с умственной отсталостью привносят в классную среду особые психологические и педагогические потребности. Эта демографическая группа учащихся имеет различия в когнитивных функциях, которые влияют на их интеллектуальное развитие и адаптивное поведение. Управление их образовательным маршрутом требует глубокого понимания их уникальных психологических профилей, стилей обучения, способностей к социальной интеграции и эмоциональных потребностей. Данное вводное исследование углубляется в основные аспекты умственной отсталости с целью пролить свет на когнитивные проблемы, с которыми сталкиваются эти учащиеся, на адаптивное поведение, которое они должны развивать, а также на специализированные педагогические стратегии, которые способствуют их обучению и личностному росту.
Педагогам и психологам важно понимать взаимодействие между показателями IQ, способностями к обучению и ежедневными адаптивными навыками, необходимыми для автономного функционирования [1]. Синтезируя эти элементы в рамках образовательной системы, специалисты могут адаптировать учебные программы и системы поддержки, которые не только обучают, но и расширяют возможности учащихся с умственной отсталостью. Более того, этот подход открывает путь к более инклюзивным системам образования, в которых каждый ребенок имеет возможность развиваться. Это введение знаменует собой первый шаг к осознанию сложности их потребностей и формированию нашего понимания в рамках инклюзивной и информированной педагогической практики.
Что касается вопроса интеллектуальных нарушений у школьников, авторы различных дисциплин вносят свой вклад в академическое и практическое понимание этого предмета посредством исследований, теорий и прикладных методологий. Среди них: Роберт Дж. Штернберг: психолог, который много писал о теориях интеллекта и внес вклад в понимание когнитивных процессов и умственных нарушений. Как когнитивный психолог, Пинкер углубился в язык и аспекты его развития, которые могут быть актуальны для детей с умственными нарушениями. Л. Алан Сруф, автор, который изучал развитие детей с расстройствами психического здоровья и его влияние на образование и вмешательство на протяжении всей жизни. Дэниел П. Халлахан является автором многочисленных работ в области специального образования, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, включая умственные нарушения.
В российском коррекционном образовании понятие «умственная отсталость» используется для описания значительного и стойкого нарушения когнитивных функций ребенка, обусловленного органическим поражением головного мозга. Уровень поражения головного мозга может различаться по своей интенсивности, площади поражения и этапу жизни, на котором оно происходит [2]. По сути, корни таких проблем развития различны, что приводит к большим различиям в физиологическом, эмоциональном и когнитивном развитии детей с этими нарушениями.
Изучение умственной отсталости у школьников в Российской Федерации развивается, причем исследования и практика формируются на основе сочетания международных стандартов и уникального культурного, правового и образовательного контекста России. Российское законодательство движется в сторону инклюзивного образования в соответствии с международными тенденциями. Правительство России ратифицировало Конвенцию ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательство обеспечить системы инклюзивного образования на всех уровнях. Разрабатываются новые образовательные стандарты и адаптивные программы для удовлетворения потребностей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями с упором на их способности и склонности.
Дети с умственной отсталостью часто имеют более серьезные проблемы с вниманием по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. К ним относятся более низкий уровень устойчивости внимания, проблемы с распределением внимания и вялая реакция при необходимости переключить внимание. В случаях умственной отсталости существенно недостает прежде всего произвольного аспекта внимания, поскольку непроизвольное внимание также сталкивается со значительными препятствиями.
Корень этой проблемы лежит в склонности детей с умственными нарушениями избегать решения трудностей по мере их возникновения, часто отказываясь от задач, когда они сталкиваются с трудностями. И наоборот, когда задания увлекательны и соответствуют их возможностям, такие дети могут сохранять концентрацию без чрезмерного напряжения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 151 с.
2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 215 с.
3. Галасюк, И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Кураторство : учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 179 с.
4. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019.
5. Специальная психология : учебник для вузов / Л. М. Шипицына [и др.] ; под редакцией Л. М. Шипицыной. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 287 с.
6. Колесникова, Г. И. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 215 с.