Фрагмент для ознакомления
2
Для того чтобы повысить мотивацию младших школьников, необходимо создать условия, благоприятные для ее развития:
- создание учителем благоприятной психологической атмосферы в классе, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и безопасно.
- обеспечение успеха в учебной деятельности посредством подбора заданий, соответствующих уровню знаний и умений учеников.
- поощрение успехов - поощряются даже самые незначительные успехи учеников.
- оказание поддержки со стороны родителей и учителей ученикам, чтобы верить в их силы, и помогать им в учебе.
- использование различных методов и приемов, повышающих мотивацию младших школьников: игры могут сделать учебный процесс более интересным и увлекательным; работа над проектами позволяет ученикам ставить цели, планировать свою деятельность и добиваться результатов.
Кроме того, для повышения мотивации младших школьников нужно формировать положительную самооценку [1]. Родители и педагоги должны помогать детям формировать положительную самооценку, веру в свои силы и возможности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития мотивации младших школьников является важнейшим условием успешного обучения и формирования личности ребенка.
Успешность освоения школьной программы влияет на мотивацию детей, а соответственно отражается на самооценке ребенка [3].
Диагностика сформированности уровня мотивации проводилась среди учащихся 4 класса. В исследовании приняли участие 30 школьников, среди которых 11 девочек и 19 мальчиков. Местом проведения исследования было выбрано МОУ «СОШ».
Для диагностики сформированности уровня мотивации и самооценки младших школьников использовались следующие методики:
1. Опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;
2. Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
3. Методика «Лесенка» В.Г. Щур для изучения самооценки ребенка.
Результаты опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой показали, что у 8 детей наблюдается низкий уровень познавательной активности, у 20 средний уровень, а у 2 детей высокий уровень. При этом познавательная активность выше у мальчиков.
Относительно уровня мотивации достижений, у 11 детей выявлен низкий уровень, у 18 - средний, в то время как высокого уровня не было выявлено. Мотивация достижения выше у девочек.
Исследование также выявило, что у 13 детей наблюдается низкий уровень тревожности, у 17 - средний, при этом высокого уровня тревожности не было выявлено.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян Г.Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 7(164). С. 21-24. EDN: XTIIIZ
2. Иванова Г.П., Слухаева М.А. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации // Акмеология. 2018. №4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-i-uchebnoy-motivatsii-mladshih-podrostkov-v-protsesse-shkolnoy-adaptatsii (дата обращения: 16.02.2024).
3. Коростелева Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchebnoy-motivatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.02.2024).
4. Овчинникова А. И. Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110423/ (дата обращения: 16.02.2024).