Фрагмент для ознакомления
2
Мотивация является одной из наиважнейших категорий в контексте спортивной деятельности. Она играет ключевую роль в поддержании постоянного внимания к тренировкам, преодолении трудностей и достижении лучших результатов. М.В. Мельников дает определение мотивации в контексте спорта как ключевой переменной овладения спортивными навыками, умением их демонстрации. По его мнению, мотивация является стремлением к успеху, к достижению высоких результатов в той или иной деятельности[ ].
Существуют различные теории, объясняющие, что мотивирует (побуждает) человека к действию. Одной из них является теория мотивации к достижению успеха и мотивации к избеганию неудач. Суть теории заключается в том, что мотивация человека определяется двумя факторами: ожиданием достижения успеха и страхом неудачи.
Впервые Г.А. Мюррей выделил мотивацию к успеху как отдельный вид, подчеркнув, что это стремление к достижению высоких результатов в деятельности[ ]. Люди с высокой мотивацией обычно ориентированы на достижение успеха, что проявляется в постоянном стремлении к улучшению и достижению конкретных целей, к получению определенного конечного результата, которые могут постоянно пересматриваться[ ].
Т.О. Гордеева рассматривает мотивацию достижения как стремление к развитию и самосовершенствованию через целенаправленное улучшение как самого себя, так и взаимоотношений с окружающим миром. Этот вид мотивации подразумевает желание совершенствоваться и достигать прогресса, что является важным аспектом основных человеческих потребностей в росте и личностном развитии[ ].
Мотивация избегания неудачи связана с желанием человека избегать неудач, особенно в тех ситуациях, где его действия подвергаются оценке окружающих[ ]. Люди, ориентированные на избегание неудачи, стремятся избежать неудачи, в отличие от тех, чья мотивация направлена на достижение успеха. Такие люди часто испытывают неуверенность в себе, боятся критики и могут испытывать негативные эмоции при выполнении задач, особенно тех, где есть риск неудачи. В то время как люди, сосредоточенные на достижении успеха, имеют более точное представление о своих возможностях и оценивают свои успехи и неудачи более адекватно[ ].
Для успешного выполнения задач требуется определенный уровень мотивации, однако избыток мотивации может привести к излишней активности и напряжению, что может негативно сказаться на производительности и вызвать стрессовые реакции. Слишком высокая мотивация может привести к ухудшению деятельности из-за возникновения негативных эмоциональных состояний, таких как стресс или волнение. Из этого следует, что очень высокий уровень мотивации далеко не всегда является наилучшим[ ].
При занятиях спортом мотивация влияет на все физиологические процессы в организме, что в конечном итоге влияет на эффективность деятельности. Оценка уровня мотивации может помочь определить, насколько эффективно спортивное обучение в спортивной школе. Высокий уровень мотивации обычно сопровождается более успешными результатами в спорте, в то время как низкий уровень мотивации может быть препятствием для достижения успеха. Анализ мотивации может помочь выявить потенциальные проблемы в обучении. Например, недостаточная мотивация может быть связана с недостаточным интересом к конкретному виду спорта или недостаточным пониманием целей и мотивов участия в нем. Понимание уровня мотивации каждого ученика позволяет тренерам и педагогам разрабатывать индивидуализированные подходы к обучению, учитывая особенности и потребности каждого ученика. Это может включать в себя различные методы мотивации, адаптированные к индивидуальным потребностям. Всё вышеперечисленное обуславливает необходимость в оценке уровня мотивации воспитанников спортивных школ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Murray H.A. Explorations in personality. – New York : Oxford Press, 1938.
2. Балыкина О.С., Петухова Л.П. Эмпирическое исследование мотивации спортсменов. – Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М., 2006.
4. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ, 2005.
5. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1987. – №2. – 440 с.
6. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – С. 45–56.
7. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых. – 2014. – URL: motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh.pdf. (Дата обращения: 13.03.2024).
8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001.
9. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М., 1975. – С. 119—125.
10. Элерс Т. «Мотивация к успеху. – URL: Microsoft Word - Методика мотивации к успеху Элерса (nubex.ru). (Дата обращения: 13.03.2024).
11. Элерс Т. Мотивация к избеганию неудач. – URL: Microsoft Word - МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Элерса (nubex.ru). (Дата обращения: 13.03.2024).