Фрагмент для ознакомления
2
Возраст старшего дошкольного периода (5-7 лет) характеризуется активным развитием пространственных представлений у детей. Они начинают активно интересоваться окружающим миром и стремятся понять его организацию. Развитие пространственных представлений в этом возрасте происходит под влиянием восприятия, мышления и двигательной активности.
Важным этапом является формирование представлений о пространственных отношениях, таких как вверх-вниз, вперед-назад, внутри-снаружи, близко-далеко. Дети начинают осознавать свое место в пространстве и научиться ориентироваться в нем, что важно для успешного функционирования в повседневной жизни.[1]
Для развития пространственных представлений важны игровая деятельность, конструирование, рисование, а также специальные упражнения и игры, направленные на развитие ориентации в пространстве. Окружающая среда и общение с взрослыми также играют важную роль в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Дети с нарушениями речи имеют различные особенности в развитии языковых навыков. Эти особенности могут включать замедленный темп развития речи, трудности с произношением звуков (дислалия), задержку в развитии речи по сравнению с нормой для определенного возраста, нарушения грамматики и лексики, проблемы с коммуникативной функцией, а также нарушения речевого ритма и интонации. Дети с нарушениями речи могут также иметь сопутствующие нарушения, такие как слуховые проблемы или нарушения общего развития, что может дополнительно затруднять их речевое развитие. Понимание этих особенностей важно для разработки эффективных методик коррекции и поддержки развития речи у детей с нарушениями.
Интеграция играет важную роль в образовательном процессе, особенно для детей с нарушениями речи. Она позволяет объединить различные виды деятельности (речевую, двигательную, интеллектуальную) для эффективного формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция различных видов деятельности может быть особенно эффективной для формирования пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Вот несколько возможностей интеграции:
1. Игровая деятельность: Игры, в которых дети должны описывать местоположение предметов или двигаться в соответствии с указаниями, могут помочь развить у них понимание пространства и ориентацию в нем, а также улучшить их речь.[2]
2. Изобразительная деятельность: Рисование или лепка предметов с использованием различных материалов может способствовать развитию пространственных представлений и одновременно стимулировать развитие речи через обсуждение созданных работ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Belousova, L.N., Smirnova, E.V. The role of integration in the formation of spatial representations in children with speech disorders. In: Integrative Technologies in Education. 2020; Issue 2: 112-119.
2. Bondarenko, V.I., Denisenko, L.V. Features of spatial representations formation in children with speech disorders. Pedagogy and Psychology of Education. 2020; Issue 4: 41-48.
3. Davydova, V.V., Veraksa, N.A. Formation of spatial representations in older preschool children with speech disorders. Logopedics. 2018; Issue 3: 25-31.
4. Kovalev, A.I., Lobanova, I.A. Development of spatial representations in children with speech disorders in preschool educational institutions. International Research Journal. 2019; Volume 1, Issue 2: 68-74.
5. Petrova, A.A., Stepanova, O.V. Integrated approach in the development of spatial representations in children with speech disorders. Methodological recommendations for teachers and speech therapists. 2018: 5-12.