Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст является очень важным в развитии личности, поскольку именно в этот период ребенок становится частью системы социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственные требования, учится им следовать. В этот период формируются основы нравственных представлений, которые представляют собой важнейшее условие формирования нравственной и духовной культуры личности. Соответственно, все эти возможности можно и нужно использовать для грамотного гендерного воспитания.
Проблему гендерного воспитания и развития детей изучали многие известные и авторитетные классики зарубежной и русской педагогики, а именно, это И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, Дж. Локк, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогов, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Однако сегодня выглядит актуальной задача переосмысления опыта прошлого в области гендерного воспитания детей, учитывая те социально-экономические и духовные изменения, которые произошли в обществе.
Что касается современной педагогики, то здесь к проблеме гендерного воспитания обращались Ю.П. Азаров, Л.М. Архангельский, О.С. Богданова, Е.Н. Бондаревская, Е.В. Васильев, А.В. Зосимовский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, В.Н. Мясищев, И.П. Павлов, И.П. Прокопьев, Л.И. Рувинский, Л.Ю. Сироткин, И.Ф. Харламов, В.Э. Чудновский, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова и другие ученые [2].
Общая цель гендерного воспитания в ДОУ заключается в создании всех условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальная, ценностно-ориентировочная, трудовая, общественная, художественная, физкультурно-спортивная, свободное общение. Важно сделать жизнь ребенка в ДОУ насыщенной, разнообразной, чтобы дети разных полов учились общаться друг с другом, воспринимать отличия, существующие между ними. В частности, эта работа может проводиться в форме бесед, интеллектуальных игр, спортивных состязаний и эстафет, посещения театров и музеев, выставок собственных работ и творческих вечеров, лагерей отдыха, прогулок на природу и т.д. И можно придумать еще много увлекательных форм работы, направленных на реализацию задач гендерного воспитания в детском саду.
Безусловно, ведущее условие формирования гендерной идентичности, закрепления положительного поведения – это построение предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода. Эта развивающая среда способствует актуализировать, закреплять в деятельности те способы гендерного поведения, которые необходимо.
Гендерный подход требует, чтобы в структуру развивающей среды вошли не только общепринятые элементы, но также и способствующие гендерному воспитанию, а именно:
- наличие в предметной среде атрибутов семейного быта, макетов домов, «мужских», «женских», совместных пространств и экспозиций: то есть, это те элементы и предметы, которые, к примеру, приучают к мужскому и женскому труду (мастерские с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для продуктов, приготовления еды, уголки красоты, мини-среда светского этикета «Театр», «Концерт») [3];
Показать больше