Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы количество детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) возросло, что связано с несколькими внешними и внешними факторами. ЗПР у детей в дошкольном возрасте характеризуется отсутствием равномерного процесса развития, в особенности, это касается формирования эмоциональной и волевой сфер личности. Эта проблема находилась в центре внимания многих исследователей. В частности, ученые отмечают, что намечается тревожная тенденция увеличения количества детей с ЗПР. Это подтверждается исследованиями Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского и др [1]. Статистические данные также указывают на то, что эта проблема не просто существует, но и приобретает огромные масштабы.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой особую категорию, характеризующуюся отставанием от своих сверстников в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Проявляется это в: ограниченности представлений ребенка об окружающем мире, бедности общего запаса знаний, низкой интеллектуальной активности, преобладании игровых интересов, а также в замедленном темпе развития всех познавательных психических процессов. Сам термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой, и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.
Изучением проблемы задержки психического развития занимались такие известные исследователи как: Н.Ю. Борякова, Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, Н.Г. Поддубная, Е.С. Слепович, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др [1].
Чаще всего, ЗПР диагностируется, лишь, при поступлении ребенка в школу. Здесь задержка психического развития отчетливо проявляется в неспособности усваивать материал программы наравне со своими сверстниками. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, вследствие чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Причины возникновения ЗПР могут носить как органический, так и неорганический характер. Данный вопрос поднимается в работах Т.А. Власовой, З.И.Калмыковой, В.В. Лебединского, К.С.Лебединской, М.С. Певзнер. Среди причин данного нарушения можно назвать слабо выраженные органические повреждения мозга и неблагоприятные социальные факторы, отягощающие отставание [1].
Дети, имеющие ЗПР, страдают от недостаточного развития восприятия, отсутствия возможности концентрироваться на важных признаках объекта. Таким образом, память таких детей более страдает, чем логика. Логическое мышление таких детей бывает сохраннее, чем память. Конечно, отсутствует отставание в развитии речи. Несколько снижены представления о мире вокруг. У детей нет патологической инертности психического процесса. Они не только могут принимать помощь и пользоваться помощью, но также могут переносить овладение умственными и психологическими навыками в другие сложности. Игровая деятельность детей бедная и невыразительная, а это следствие схематизма. Благодаря взрослому ребенок с ЗПР может выполнять предложенные им задания на уровне, близком к нормам, хотя в замедленной степени. Отмечаются характерные для неё импульсивные действия, недостаточное выраженное ориентировочное действие, низкая производительность деятельности. Такие дети отличаются нестабильной эмоциональностью и тяжело привыкли к детским садам и школам, однако устранить эту проблему возможно и необходимо.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для вузов / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00508-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512287
2. Блохина, Е., Лиханова, Т. Лэпбук – «наколенная книга» /Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. – 2015. - №4. - С. 29-30.
3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 27.03.2024).
4. Нурисламова, А. Д., Давыдова, Н. С., Тазова, Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования /А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - 98 с.
5. Халимова, А. А. Лэпбук–как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста /А.А. Халимова // Норильский учитель: опыт прошлого –взгляд в будущее. Сборник. – 2018. – С. 70.