Фрагмент для ознакомления
2
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация: одной из важных для экономики является сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которая обеспечивает важные виды деятельности для граждан. Основная качественная характеристика экономической системы - экономическая безопасность - проявляется в способности системы поддерживать нормальные условия жизни людей и стабильно обеспечивать ресурсами национальную экономику. В статье рассмотрены проблемы и определены перспективные направления повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), качество ЖКХ, рынок ЖКХ, эффективность ЖКХ, жилищно-коммунальные услуги.
Рациональная работа предприятий жилищно-коммунальной сферы является важнейшим условием экономического роста территории. Управление этой сферой должно осуществляться в соответствии с принципом согласования интересов производителей жилищно-коммунальных услуг и потребителей. Достичь этого условия возможно только в том случае, если социально-экономические и технико-экономические затраты будут соответствовать эффективности, что определяет поиск путей обеспечения актуальности экономических выгод предприятий жилищного строительства [2, с. 63].
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в России многие проблемы в функционировании этого комплекса остаются нерешенными - износ основных фондов, слабое финансирование, низкое качество и несбалансированные тарифы. С точки зрения исследователей и экономистов, наиболее эффективным способом решения этих проблем является увеличение количества и качества жилищного фонда, обеспечение обратной связи между страной и поставщиками и потребителями, привлечение частных инвестиций, развитие здоровой конкуренции, постановка конкретных целей по реформированию и развитию отрасли и внедрение информационные технологии.
Рынки жилищно-коммунального хозяйства достаточно инертны, и из-за особенностей правовой и экономической базы, на которой работает этот сектор, конкуренция в нем слаба. При этом управляющие жилищным фондом редко проявляют самостоятельность в реализации мероприятий по повышению своей эффективности и улучшению качества обслуживания, что определяет важность теоретического осмысления и практической реализации этих вопросов.
Отрасль не имеет достаточных финансовых ресурсов для своевременного содержания и ремонта жилья, коммунальных служб и жилищного фонда. Также отсутствует эффективный механизм взыскания задолженности и реформирования отрасли. С февраля по март 2024 года из-за перерасчета коммунальных платежей ожидается значительный рост задолженности. Современные технологии, способные предотвратить аварии, пока не внедрены, поскольку жильцы относительно пассивны, а управляющие организации в основном заняты оперативной работой. Отрасль также переключается на цифровые технологии: в некоторых регионах такие процессы, как подача заявок на внесение изменений в реестр лицензий, теперь полностью принимаются в Интернете. Для обеспечения прозрачности показаний и выявления утечек и хищений ресурсов используется все больше интеллектуальных систем учета. Санкции серьезно затруднили импорт сложных инженерных компонентов, необходимых для внутреннего оборудования и обслуживания лифтов. Это привело к задержке сроков ремонта, а отечественные решения этой проблемы не всегда доступны. Наиболее важными управленческими решениями, принятыми в органах государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются те, которые связаны с основной функцией органов государственной власти - развитием жилищно-коммунального хозяйства. Большинство из этих решений связаны с единым региональным планом «модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства».
Региональные планы содержат все атрибуты процесса принятия решений-проблемную ситуацию, цели, сбор и анализ информации, средства достижения целей. Это является подтверждением того, что реализация плана может быть представлена в виде управленческих решений на государственном уровне. Структура госпрограммы достаточно четкая, разделенная на подпрограммы, задачи и отдельные мероприятия, каждое из которых также является отдельным управленческим решением. Таким образом, вся программа может быть представлена в виде дерева целей. Каждое решение имеет план и сроки реализации, цели, которые необходимо достичь, объем и источник финансирования, а также государственный орган, ответственный за реализацию [3, с. 44].
Одним из способов развития отрасли и решения существующих проблем является оценка качества жилищно-коммунальных услуг. Этот процесс должен стать основным фактором контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства и должен осуществляться с помощью социально-экономического мониторинга. Это позволит обеспечить обратную связь населения со страной, что необходимо для любой устойчивой и развивающейся социальной системы. В качестве решения проблемы финансирования экономисты предлагают привлечь частные инвестиции от компаний, занимающихся городской инженерной инфраструктурой. В развитии этого направления существует сложный факт, что многие компании в сфере жилищного строительства имеют высокий уровень задолженности, несмотря на гарантированный рынок сбыта. Это затрудняет прогнозирование экономического эффекта от инвестиций. В связи с этим частные инвесторы, полагаясь на высокий риск финансовых вложений, неохотно вкладывают средства в компании по строительству жилья. Это приводит к необходимости усиления роли частного сектора в отрасли при сохранении национального контроля за соблюдением принципов партнерства.
В последние десятилетия, в связи с ускорением строительства нового жилья в городах, жилищно-коммунальные услуги требуют большего внимания со стороны муниципальных властей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета, № 41-42, 04.03.1999.
2. Бедняков А.С. Частные инвестиции в ЖКХ: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4. – с. 63-69.
3. Бутова Т.В. Добрина Л.Р. Широкова А.И. Управление инфраструктурными проектами развития городских агломераций на основе механизма государственно-частного партнерства в городе Санкт-Петербург / Интернет-журнал «Науковедение», Вып. 2 (21), 2015. – с. 44-49.
4. Галлямов А.А. Привлечение инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 15. – С. 66-70.
5. Ерофеев А.А. К вопросу о формах и механизмах привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбург) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12782 (дата обращения: 15.02.2024)
6. Серикова, В. Е. Зарубежный опыт финансирования инвестиционной деятельности ЖКХ // Молодой ученый. – 2018. – № 32 (218). – С. 45-47.