Фрагмент для ознакомления
2
ЛИЧОСТНЫЙ (ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ) ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
В научной педагогической литературе появилось несколько самостоятельных полноценных подходов, раскрывающих сущность личностно ориентированного образования, выделим наиболее известные: культурологическая модель Е.В. Бондаревской, позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова, субъектно-личностный подход И.С. Якиманской [8, 17].
Образование – это база знаний, с которым каждый из нас отправится во взрослую жизнь. Закирова А.Ф. говорит что главная задача учителей дать как можно больше этих знаний подрастающему поколению, поэтому поиск эффективных подходов и методик образовательного процесса очень актуален в наше время, ведь при работе со «средним» студентом страдают одарённые студенты, которым мало полученного материала, а задания на уроках выглядят слишком простыми. [7] Отстающие также теряют интерес к уроку, т.к. даваемый учителем материал и задания кажутся для них наоборот слишком сложными. Бермант-Полякова О.В. и Layons N., Kubler LaBoskey V. отмечают что допущение таких педагогических ошибок приводит к интеллектуальной и нравственной безграмотности, ведь именно в школе необходимо раскрыть весь процесс исторического развития мира. [2, 15] Долгополова Л.А. говорит что целесообразно будет уделять внимание разным категориям студентов, выдавая им разные по сложности задания, использовать к каждому из них личностный подход. [6]
Ключевое в личностном подходе – это развитие, не стоит считать синонимами «личностно-ориентированный подход» и «развивающее обучение». Ведь, как пишет И.С. Якиманская, любое обучение является развивающим, но не всякое личностно- ориентированное [4, c. 11].
Казанцева Е.В. Акулич М.М., Ильина И.В., Семенов М.Ю. отмечают, что если представить пирамиду, то личностный подход будет его вершиной, под ним мы выделим индивидуальный подход, а в её основании возрастной подход. При том личностный подход не может реализовываться без индивидуального и возрастного. [1,10]
Личностный подход в обучении предусматривает отношение к студенту как к чему-то уникальному, неповторимому, непохожему ни на кого другого.
Волкова Н.В. Diekelmann Nance, Diekelmann John Layons N., Kubler LaBoskey V. говорят, что несмотря на существующие различия представленных концепций, общей для них является методологическая основа, сущность которой раскрывается через следующие положения:
«системообразующий фактор (образовательного процесса)
– личность учащегося» [4, 14, 15], вокруг которого формируется педагогическая ситуация.
Казанцева Е.В. Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич говорит, что это позволяет учитывать не только способности студента, но и также его мотивы, цели, обеспечить личностный рост, развивать способности к рефлексии, самопознанию;
педагог занимает позицию не наставника, а посредника между студентом и социкультурной, образовательной средой (подобный подход предъявляет определенные требования не только к личности педагога, но и его профессиональным качествам) [3,11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич М.М., Ильина И.В., Семенов М.Ю. Стратегия воспитания в современном российском образовании / Педагогика. 2017. Т. 1. № 9. С. 62-70.
2. Бермант-Полякова О.В. Проверь себя: рассказ про Матвея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m-d-n.livejournal.com/696526.html
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманитарных теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов н/Д: Тв. Центр «Учитель», 1999. – 560 с.
4. Волкова Н.В. Педагогика сотрудничества / Образовательный потенциал. Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития материалы II Международной научно-практической конференции и IV Международного форума. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». 2017. С. 25-27.
5. Гудкова А.В. Роль декоративно-прикладного искусства и народных традиций в обучении будущих педагогов дошкольного образования / пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайнколлективная монография. Уфа, 2018. С. 72-86.
6. Долгополова Л.А. Психолого-педагогические основания индивидуального подхода в работе педагога-хореографа / Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 3. С. 135-138.
7. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики: Авторский курс лекций: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. – 324 с.
8. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. – №3. – 2002. – С. 16–21.
9. Исаева Т.Е. Методологические основы разработки профессионального стандарта для преподавателей: ожидания, проблемы, перспективы / Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 1 (38). С. 25-30.
10. Казанцева Е.В. Актуализация идей нарративной педагогики в условиях личностно ориентированного образования высшей школы / Гуманитариум. 2017. № 1 (2). С. 26-28.
11. Казанцева Е.В. К характеристике практического уровня реализации феноменологической педагогики. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – №1. – С. 96–103.
12. Писаренко В.И. Системное мышление в педагогике / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 12. С. 25-34.
13. Шелехова Л.В. К вопросу о личностной парадигме в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-olichnostnoy-paradigme-v-obrazovanii
14. Diekelmann Nance, Diekelmann John Schooling Learning Teaching: Toward Narrative Pedagogy / Diekelmann Nance, John Diekelmann. – 2009.
15. Layons N., Kubler LaBoskey V. Narrative inquiry in practice: advancing the knowledge of teaching. Teacher College Press, Columbia University. – 2002.