Фрагмент для ознакомления
2
Современный исторический этап характеризуется динамичными изменениями в сфере межнациональных отношений. Данный процесс характеризуется затруднительным процессом организации и проведения воспитательной работы по развитию гражданской идентичности и патриотизма. Как следствие, данная проблема касается общеобразовательной школы, в которой реализуются рабочие программы воспитания. Психолого-педагогический аспект сопровождения данного процесса также испытывает трудности в своей реализации.
Противоречивость ситуации заключается в том, что требования Федерального государственного образовательного стандарта (конкретно основного общего и среднего общего образования) заключаются в обеспечении формирования основ гражданственности у обучающихся, вне зависимости от внешних обстоятельств. Перечисленные факты подтверждают актуальность исследования, которая заключается в комплексном изучении особенностей психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности и патриотизма учеников средней и старшей школы.
Для решения проблемы исследования следует обратиться к теоретико – методологической части вопроса. В начале XX века Э. Х. Эриксон ввёл в науку понятие «идентичность». По его мнению, «идентичность является многоуровневым внутриличностным образованием, имеющим сложное социально-культурное основание» [1, с. 87]. И если социально-культурная деятельность, в любом случае, подразумевает создание культурных ценностей, то, значит, социально-культурное основание осознания идентичности у каждого человека своё.
О. А. Карабанова считает, что проблема идентичности тесно соприкасается с гражданским и патриотическим воспитанием. Под гражданской идентичностью автор понимает «многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем» [2, с. 22]. Мы согласны с мнением автора и, развивая педагогическое направление темы, можем сказать о том, что одним из ключевых вопросов в данном воспитательном направлении является психолого-педагогическое сопровождение развития гражданской идентичности и патриотизма учеников средней и старшей школы.
Анализируя особенности организации учебного и внеурочного процесса средней и старшей школы, мы можем сказать о том, что развитие гражданской идентичности и патриотизма учеников сегодня идёт на динамично развивающемся уровне. Однако, данный процесс тесно соприкасается с событиями, происходящими на мировой арене. При этом недостаточное внимание уделяется процессу самоопределения подростков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Закирьянова, И. А. Проблема этнокультурной идентичности в теории психосоциального развития Э. Эриксона / И. А. Закирьянова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 86-89.
2) Карабанова, О. А. Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 4(48). – С. 19-28.
3) Каратаева, Т. А. Диссеминация опыта формирования гражданской идентичности школьников через стажёрскую площадку для молодых учителей истории и обществознания / Т. А. Каратаева // РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ в ТЕОРИИ и ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск,, 08 апреля 2019 года. – Челябинск,: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 58-63.