Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность воспитания правовой культуры объясняется тем, что в последние годы складывается тревожная ситуация с такими явлениями как детская безнадзорность, пре-ступность и наркомания. Педагогические исследования указывают на нарастание агрес-сии у подростков, стремление проявить себя в асоциальных поступках, наблюдается тен-денция отторжения детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Ис-следование проблем воспитания правовой культуры имеет особое значение для таких наук как педагогика, юриспруденция, социология, философия, а потому носит комплекс-ный характер.
Совершение преступлений и правонарушений несовершеннолетними всегда остается од-ной из серьезнейших проблем современного общества. В России имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Как следствие этого растет число подростков с отклонениями в поведении. Подростки вынуждены адаптиро-ваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду на лицо: ран-няя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Проблема девиантного поведения подростков особенно остро стоит в условиях учрежде-ний интернатного типа. К их числу относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦН), которые созданы и функционируют в рамках Федерально-го закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних». Поэтому особую значимость имеет воспитание правовой культуры у подростков в рамках общественных организаций и объединений.
Одной из главных задач правового государства является воспитание нового поколения, для которого правовая культура – неотъемлемая часть его жизни. В связи с этим возника-ет необходимость совершенствования всей системы правового образования, повышения правовой культуры.
Вопросы правовой культуры, проблемы ее повышения стали в отечественной науке предметом весьма обстоятельного анализа. В частности, целый ряд работ был посвящен различным аспектам взаимодействия права и личности, проблем формирования правовой культуры у подростков.
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосто-рожность, а не как правонарушение или преступление. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению пра-вонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Следует отметить, что в качестве одного из приоритетов политики государства в сфере национальной безопасности определено создание «… единой государственной системы профилактической работы преступности, в первую очередь, среди несовершеннолетних, и иных правовых нарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правопри-менительной практики) …».
Объединительной идеей создания системы профилактической работы правовых наруше-ний и безнадзорности несовершеннолетних является поддержание необходимого уровня безопасности общества, человека, государства; выделение в качестве самостоятельной группы населения несовершеннолетних, которые нуждаются в особом обеспечении прав на помощь и защиту, в том числе, право на особое внимание детей, которые живут в сложных условиях.
Процесс профилактической работы правовых нарушений и безнадзорности несовершен-нолетних может рассматриваться в качестве метода решения одной из задач социального управления, как комплекс профилактических способов общего, индивидуального и спе-циального характера, и также как деятельность соответствующих субъектов.
По своей сути, цель осуществления данной деятельности заключается в минимизации уровня социально опасных и вредных явлений; оказание своевременной, необходимой и адекватной поддержки в ней нуждающимся; выработка партнерской модели взаимоотно-шений между субъектами профилактической работы, а также между объектами и субъек-тами профилактической работы.
Частная цель профилактической деятельности заключается в обеспечении защиты обще-ства от противоправных посягательств, снижении возможностей отдельных лиц для со-вершения правовых нарушений, сокращении использования способов юридической от-ветственности (уголовной и административной).
В.В. Панкратов, Г.И. Забрянский, Е.И. Цымбал предложили распределить общественные и государственные организации, которые осуществляют профилактические функции по четырем группам в зависимости от уровня социальной деформации личности и стадий противоправного поведения несовершеннолетних.
К первой группе относятся заведения и организации первичной социальной профилакти-ческой работы, «ранней профилактической работы» (школы, детские сады, заведения до-полнительного образования), которые обеспечивают в своей деятельности адекватную социализацию подавляющего большинства детей.
Ко второй группе относятся заведения первичной специальной профилактической рабо-ты (реабилитационные центры, социальные приюты, центры социальной помощи), они оказывают помощь социально дезадаптированным и (или) оказавшимся в сложной жиз-ненной ситуации несовершеннолетним. Данный уровень системы профилактической ра-боты работает с детьми, которые имеют повышенный риск совершения правовых нару-шений.
К третьей группе относятся заведения вторичной специальной профилактической работы (подразделения полиции, в частности, ПДН, закрытые специальные учебно-воспитательные заведения), они осуществляют ресоциализацию несовершеннолетних, которые ранее совершали правонарушения.
Четвертая группа включает в себя заведения уголовно-исполнительной и уголовно-правовой профилактической работы, главная задача их состоит в предупреждении реци-дивной преступности несовершеннолетних.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. 03.07.2016) – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа. – Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (Дата об-ращения 20.09.2018).
3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
4. Беляева Л.И. К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних // Рос-сийский следователь. 2014. N 21. С. 9 - 13.
5. Байгалиева Ю. Ю. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступных дея-ний и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогическое мастерство: мате-риалы VI междунар. науч. конф. М., 2014. С. 221-224.
6. Беляева Л.И. К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних // Рос-сийский следователь. 2014. N 21. С. 9 - 13.
7. Боголюбова Т.А. Современные проблемы теории предупреждения преступности в российском обществе: сборник материалов круглого стола / Под ред. Т.Л. Козлова. – М., Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 14.
8. Емельянов В.М. Правовые основы профилактики административных правонару-шений подразделениями полиции // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2. С. 129-133.
9. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, пси-хология. 2012. № 2. С. 119.
10. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. - СПб., 2014. С. 226.
11. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. М, 2014. - 142 с.
12. Кудрявцева В.Н. Причины правонарушений. Вопросы изучения и предупрежде-ния. М., 2014. 120 с.
13. Лобова А.И. Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД в системе профи-лактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних // Новая наука: Пробле-мы и перспективы. 2015. № 62. С.221- 223.
14. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже ве-ков. М., 2016.
15. Осипова В. И. Проблемы преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 522-524.
16. Подросток и правонарушение, /Адевельчев, Г.Г. Мольшак, Под ред. Г.И. Костаки. – Кишинев:, 2015. - 120 с.
17. Правовое воспитание несовершеннолетних. Пособие для слушателей / Долгова А., Кожевникова А., Медведев А. М.: Знание, 2014.
18. Рудаева И.М. Воспитание трудных детей и подростков. М.: Наука 2013. 72 с.
19. Сопубекова Н.Т. Административно–правовое регулирование системы профилак-тики правонарушений несовершеннолетних Актуальные проблемы гуманитарных и есте-ственных наук. 2014. № 22. С.71-74.