Фрагмент для ознакомления
2
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Большую роль в умственном воспитании ребенка и формировании его интеллекта играет математическое развитие, которое представляет собой процесс целенаправленной и организованной передачи детям и усвоения ими знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Целью математического развития детей выступает «не столько накопление определенного объема математических знаний и формирование связанных с ними понятий, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование специфических сенсорных, познавательных и умственных действий и умений, соответствующих компетенций и интегративных качеств личности (любознательности и целеустремленности, широты, гибкости и самостоятельности мышления, способности к абстрагированию и обобщению, знаково-символической функции сознания и др.) в процессе освоения образовательной программы сначала детского сада, а затем школы» (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) .
Математика имеет свою отличительную особенность уникальности развивающего эффекта. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, эмоций, воображения; выработке терпения, настойчивости, творческого потенциала личности. Развитие элементарных математических представлений лежит в основе умственного воспитания ребенка, его познавательных способностей, в частности, учит мыслить последовательно, логично и доказательно выстраивая рассуждения .
Дети до школы овладевают лишь начальными знаниями из области математики: представлениями и понятиями, умениями устанавливать отношения и зависимости, выполнять математические действия (Е.И. Щербакова ). Объектами математического познания дошкольников выступают как предметы окружающего мира с их математическими характеристиками (форма, количество, размер и др.), так и непосредственно сами математические символы и понятия, которые являются элементами специфического языка, отражающего окружающую ребенка реальность, а наряду с этим и доступные им виды математической деятельности.
Н.И. Фрейлах под развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Е.И. Щербакова под математическим развитие дошкольников понимает качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций .
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Обучение дошкольников элементарным математическим основам отводится главное место. Дети активно осуществляют простейшие вычисления по наглядным основам, изучают счет, используют числа, преобразуют предметы различных форм и величин. Потребность в формировании первоначальных математических представлений у дошкольников вызвана в связи повышенного внимания к компьютеризации, с переходом на обучение в школе с шести лет, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Формировать у детей математические представления о предмете нужно особенно на начальных этапах. Именно от того, как правильно учитель начальных классов сформирует у ребенка первоначальные математические представления зависит то, как ребенок будет воспринимать математику в будущем. Усложнять программный материал и различные методические приемы нужно постепенно. Это позволит детям ощутить успех в своей работе, поспособствует развитию у детей большого интереса к математике.
Для интеллектуального развития дошкольников огромное значение имеет приобретение ими элементарных математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий. Приобретенные знания закрепляются с помощью дидактических игр, которыми необходимо пользоваться при формировании у детей первоначальных математических представлений. Главная функция дидактических игр – предоставить детям знания в выделении, различении, назывании множества предметов, геометрических фигур, направлений, чисел. Благодаря дидактическим играм у детей формируются новые знания, дети знакомятся со способами действий. Играя с детьми у воспитателя есть конкретная задача – совершенствование математических представлений дошкольников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1. Белошистая А.Б. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2. 2. Березина Р.Л., Михайлов З.А., Непомнящая Р.Л.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлов, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
3. 3. Дрозд В.Л. Урбан М.А. От маленьких проблем – к большим открытиям. // Начальная школа. – 2000. – №5.
4. 4. Казанцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А. Формирование математических представлений. Волгоград : Учитель, 2014
5. 5. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
6. 6. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М.: Владос, 2000.
7. 7. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006
8. 8. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005