Фрагмент для ознакомления
2
Важность речевой функции в психике человека невозможно недооценить, ведь благодаря ей формируется познавательная деятельность, способность к мышлению, возникают предпосылки для социальных контактов и развиваются представления об окружающем мире. Именно поэтому очень важно знать, как справиться с такой проблемой как нарушение речи у детей, детство которых отягощено ДЦП, и минимизировать тяжелое влияние отсутствия речи на умственное развитие.
Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП и интеллектуальные нарушения, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.
Основные речевые нарушения при ДЦП:
ЗРР - задержка речевого развития.
ЗПРР - задержка психоречевого развития
Дизартрия - неправильное звукопроизношение.
Алалия - абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.
Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.
«Медвежью услугу» оказывает также чрезмерно заботливое семейное воспитание, когда родители во всем предвосхищают желания ребенка, отзываясь на его малейшие жесты и указания, не стимулируя его к правильному формированию речи.
Рассмотрим современные проблемы развития речи детей с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями.
Проблема 1. Родители мало разговаривают с ребенком.
Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и ребенок, скорее всего, заговорит. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии оказывается некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье, формируется дефицит личного общения у ребенка с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями. Для формирования речи у малыша с ним необходимо просто постоянно общаться. Современные педагоги и психологи советуют разговаривать с детьми с самого их рождения. Так малыш начнёт узнавать голос близких людей и улыбается, когда вновь слышит голос родной мамы.
Проблема 2. Гаджеты и телевизор.
Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Малыш с церебральным параличом и интеллектуальными нарушениями «залипает» у экрана. Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет. На самом деле у ребенка возбуждается нервная система и тормозится речевое развитие.
Проблема 3. Особенности нервной системы ребенка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М. Проспект, 2014. - 398 с.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. - М.: Норма, 2011. - 431 с.