Фрагмент для ознакомления
2
ВОЗМОЖНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В современном образовании всё чаще и чаще предъявляются требования к развитию активной
личности, которая умеет подходить к делу, ставить цели и достигать их.
Давно прошли времена, когда ученик должен был обладать только знаниями и умениями в учебной деятельности. Сейчас предполагается, что современный ученик умеет организовывать собственную учебную деятельность, имеет готовность и способность учиться.
Поэтому, исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности в системе «учитель - ученик». И немаловажную роль в этом процессе играет технология
диалогического общения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать, усваивать теоретические знания и успешно применять их на практике. Данная технология универсальна, так как
применима на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Она разработана на
основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях — проблемном обучении (И. А. Ильницкая, В. Т. Кудрявцев, М. И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.
В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Т. Шумилин и др.) Еленой Леонидовной Мельниковой[3,
с.167]
Рассмотрим подробнее эту технологию и возможности её использования на уроках математики
[1, с.53].
Если мы берём традиционную модель обучения, то активным участником образовательного процесса в этом случае является учитель, т.к. именно он объясняет материал, показывает примеры
применения различных заданий, подкрепляет слова иллюстрациями, графиками, проводит связь с
изученным ранее материалом, то есть учитель передает ранее открытые знания. Учащиеся слушают, записывают, учат, воспроизводят, решают по аналогии. Это репродуктивная деятельность.
Можно сказать, что традиционная система обучения не обеспечивает развитие творческих способностей личности, или делает это только спонтанно, непродуктивно, «случайно».
Технология диалогического общения выделяется тем, что на уроке происходит активное взаимодействие между участниками учебного процесса. Учитель уже не дает готовых знаний. Он организовывает учебный процесс так, что учащиеся сами открывают эти новые знания, самостоятельно
приходят к решению проблемы, которую ставят вместе с учителем.
Для учителя основной задачей становится правильная организация учебного процесса, то есть педагог должен умело ставить перед детьми существующие проблемы, решение которых они должны предоставить на основании полученных и усвоенных знаний. При этом учитель побуждает учеников к активному поиску информации, в том числе и дополнительной, в различных источниках –
справочниках, энциклопедиях, библиотеках, электронных ресурсах и пр. Такое взаимодействие
помогает детям почувствовать себя равными в глазах учителя, помогает поверить в свои таланты,
повысить самооценку. Также, данная технология позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать – что формирует наличие у детей определенного уровня ответственности к проводимой деятельности. Дети учатся предугадывать последствия действий, и анализировать полученные результаты. Используя данную технологию, учитель может организовать индивидуальный подход к каждому ученику, его уровню знаний, и потенциальных возможностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб, 2007.-
134 с
2. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания - Педагогика,
2001. – с.
3. Дозморова, Е. В. Возможности развития творческого мышления обучающихся 5-х -6-х классов на
уроках математики с помощью вопросов. /Е. В. Дозморова // ТОИПКРО – 2008 – 3с
4. Емельянова, И. А., Куличенко, Т. В. Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 167-169. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7711/ (дата обращения: 23.03.2019)
5. Мельникова, Е.Н. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения Образовательные технологии. Сборник материалов. - М: Баласс, 2008. Стр. 5-55.
6. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс, 1999. - 60с. 29.
7. Мельникова, Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система
«Школа 2100». Сборник программ . – М., 2009. – 400с. 30.
8. Сергеев, И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной
деятельности. - М.:АРКТИ, 2007. - 132с. 37.
9. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных
систем. – М.: Логос, 1999. - 272с.
10. Хохлова, Н. А. Проблемно-диалогическое обучение на уроках математики [Электронный ресурс]// URL: https://infourok.ru/problemnodialogicheskoe-obuchenie-na-urokah-matematiki998921.html (Дата обращения: 22.03.2019)