Фрагмент для ознакомления
2
Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации
Незаконное пересечение государственной границы в любом государстве относится к категории особо тяжких преступлений. Его совершение рассматривается как угроза посягательства на национальную безопасность и на авторитет государственной власти. В связи с этим формы и меры ответственности за совершение данного преступления отличаются особой строгостью.
Ежегодные отчеты Федеральной миграционной службы отражают негативную тенденцию: ежегодно в России фиксируется примерно от 400 до 500 фактов незаконного пересечения Государственной границы РФ. Итогом является высокий уровень возбужденных дел по ст. 322 УК РФ: варьируется в пределах от 150 до 250 и ежегодное привлечение к уголовной ответственности 100 - 200 человек.
В условиях широкого распространения незаконного пересечения Государственной границы РФ данные показатели демонстрируют неэффективность уголовно-правового обеспечения охраны Государственной границы РФ, в том числе и при незаконном проникновении на ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.
В данном аспекте представляется целесообразным рассмотреть особенности и проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации. Рассмотрение данной темы можно исследовать с двух позиций: анализ норм Уголовного кодекса РФ и правоприменительной практики, отражающей меры ответственности за данное преступление.
Уголовный Кодекс России преступления, связанные с незаконным пересечением государственной границы относит к преступлениям, посягающих на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы.
Согласно ст.322 Уголовного Кодекса Российской Федерации пересечение Государственной границы РФ признается незаконным и содержит состав преступления если оно совершается с прямым умыслом без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения.
В данном аспекте одной из проблем является периодическое изменение законодательства о составе документов, которые дают право на законное пересечение Государственной границы РФ. Под действительными документами для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства понимаются документы, удостоверяющие личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых.
Одной из проблем в обеспечении соблюдении требований законодательство о пересечении Государственной границы РФ является частое изменение требований к перечню необходимых документов. В связи с этим информация порой устаревает быстрее, чем ее успевают обновлять на официальных порталах таможенных органов и пунктов пересечения Государственной границы. Именно поэтому необходимо развивать систему оповещения населения об изменении в правилах пересечения границы государства, используя современные коммуникационные каналы и технологии, СМИ.
Также важно для обеспечения объективности правоприменения уточнить трактовку понятия «действительные документы» и определить полный их перечень. Реализация данных мероприятий позволит устранить неоднозначность понимания сути данной правовой нормы.
Анализ правоприменения действующего законодательства и судебной практики по ст. 322 УК РФ свидетельствует о наличии проблем, связанных с квалификацией данного преступления, которые требуют устранения посредством уточнения и внесения формулировок определений в Уголовный Кодекс Российской Федерации.
С позиции категоризации данного преступления остается открытым вопрос о месте статьи 322 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в системе уголовного закона. По мнению некоторых ученых целесообразно размещение данной статьи в гл. 29 УК РФ. Однако, данная позиция не совсем корректна ввиду того, что нельзя отнести такое правонарушение к виду преступлений, указанных в гл. 29 УК РФ, (объектом являются основы конституционного строя и безопасности государства). Это не в полной мере
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО Консультант Плюс, 1992. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный (дата обращения 28.02.2019).
2. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. (дата обращения 28.02.2019).
3. Идаятов Р.И. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (уголовно-правовые и криминологические проблемы) [Текст] / Р.И. Идаятов: региональный аспект: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10-14.
4. Урда М.Н. Проблемы применения нормы, устанавливающей ответственность за незаконное пересечение Государственной границы // Уголовная юстиция. 2017. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-normy-ustanavlivayuschey-otvetstvennost-za-nezakonnoe-peresechenie-gosudarstvennoy-granitsy (дата обращения: 26.03.2019).