Фрагмент для ознакомления
2
Тема : «Конфликт в школе»
Конфликты в ходе учебного процесса неизбежны, и следует признать, что на определенном уровне они не являются чем-то негативным, а даже помогают ребенку развиваться, учат отстаивать свою точку зрения, взаимодействовать в социальных отношениях. Опасность для учебного процесса и для психологического комфорта учащихся несет деструктивный конфликт, который не находит разрешения [3, 41]. В такой ситуации педагог, школьный психолог, сотрудники службы медиации учебного заведения должны выступить в роли направляющей силы, которая подведет учащихся к разрешению спорной ситуации.
Наибольшее число конфликтов в школьном возрасте приходится на подростковый возраст, когда для ребенка первостепенным становится самоутверждение, когда он становится особенно мнителен по отношению к внешней оценке. В младшем школьном возрасте конфликты часто происходят в борьбе за внимание взрослого или какие-то привилегии: у одноклассника субъективно более интересное задание и т.п. Старший школьник демонстрирует гораздо большую осознанность в самостоятельно разрешении конфликтных ситуаций, что иногда позволяет педагогам думать, что этот возраст характеризуется снижение количества противоречий в коллективе, что не всегда верно [1, 20].
Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, права, интересы, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Коммуникативная неудача в разрешении сложной ситуации оставляет у учащегося глубокое эмоциональное впечатление – в дальнейшем ему сложнее становится отстаивать свое мнение, поскольку он уже имеет негативный опыт.
Потому неоценима роль педагога в отслеживании конфликтов, в умении увидеть сложную ситуацию, вовремя заметить напряженность в отношениях, правильно оценить способность участников разрешить конфликт самостоятельно и необходимость вмешиваться в ситуацию.
Следует отметить, что конфликты делятся на выраженные и скрытые. В первом случае, какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе.
В случае скрытого конфликта участники могут не демонстрировать педагогу проблемы во взаимоотношениях, и здесь особенно опасно не разглядеть проблемную ситуацию, оставить учащихся без правильного руководства в сложной ситуации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Глазырина Л.А., Костенко М.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. - Методическое пособие для педагогических работников. - М.: Юнеско, 2015. - 145 с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - М.: Просвещение, 2003. -– 75с.
3. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. – СПб: Питер, 2005. – 78с.
4. Сильницкая А.С. Исследование конфликта и способов выхода из него: экстернализующая беседа как инструмент для проведения предварительных встреч // Медиация: теория, практика, перспективы развития 2015. - Сборник материалов научно-практической конференции. - М.: ФИМ, 2015. - 215 с.