Фрагмент для ознакомления
2
Работа над звукописью как средство развития креативных способностей
старшеклассников на уроках русского языка
В старших классах завершается школьное филологическое образование,
позволяющее учащимся не только получить целостные представления о
языковых нормах и построении речи с учетом жанровой специфики будущего
высказывания, но и дающее возможность овладеть умением анализировать
текст. Такая компетенция имеет утилитарный характер, поскольку предполагает
разграничение информации на основную, второстепенную и скрытую,
уходящую в подтекст, то есть представленную в неявном виде. Вполне понятно,
что для этого нужно быть людьми, «способными к творческой деятельности»,
обладающими навыком «самостоятельно мыслить и принимать решения» [5, с.
206]. Конечно, для 15-ти – 17-летних подростков описанный процесс является
относительно сложным, поскольку они не имеют достаточного объема
жизненного опыта, их «система представлений о законах окружающего мира»
пока находится в стадии становления, равно как и владение приемами анализа
[9, с. 58]. Данные обстоятельства актуализируют необходимость организации
уроков «комплексного анализа текстов, чтобы развить навыки самостоятельной
творческой деятельности» [9, с. 58].
Стоит обратить внимание на то, что в различных источниках наряду со
словосочетаниями «творческий потенциал», «творческий подход», «творческая
личность» используются и другие: «креативный потенциал», «креативный
подход» и «креативная личность». Правда, с подобной постановкой вопроса
согласны далеко не все. Например, Н.М. Азарова, использовавшая
лингвистический подход в осмыслении искомой проблемы, считает, что это
разные понятия. Она убеждена в том, что слово «творчество» целесообразнее
всего употреблять применительно к фундаментальным аспектам бытия, в то
время как «креатив» используется для характеристики качеств отдельно взятого
человека. Говоря иначе, второе будет частным по отношению к первому,
являющемуся общим: «Творчество понимается онтологически, креативность –
социально-психологически» [1, с. 23].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Азарова Н.М. Креативность как слово и как концепт // Вестник НГУ. –
2012. № 4. – с. 93-101.
2) Бобылев Б.Г. О методике филологического анализа художественного
текста // Ученые записки ОГУ. – 2017. № 3. – с. 185-190.
3) Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – 4-е изд. –
М.: Флинта: Наука, 2009. – 520 с.
4) Гордиенко О.В. Креативно ориентированная методика как фактор
развития профессионального мышления будущего учителя русского языка / О.В.
Гордиенко; под ред. А. Д. Дейкиной. – М: МПГУ, 2017. – 164 с.
5) Дейкина А.Д. От готовности мысли к формированию языкового и речевого
действия // Известия ЮФУ. – 2017. № 4. – с. 206-212.
6) Ольховик Н.Г. Филологический анализ поэтического текста на уроках
русского языка в старших классах // Известия РГУ. – 2006. № 23. – с. 154-159.
7) Хлебников В. Стихотворения. – Л.: ИПЛ, 1923. – 392 с.
8) Цурцилина Н.Н. Поэтический текст как средство развития
индивидуальной культуры подростка: автореф. дисс. … канд. филологических
наук. – Ижевск, 2004. – 22 с.
9) Чадина Ю.А. Сверхтекст на уроках русского языка // Наука и школа. –
2013. № 5. – с. 55-60.