Фрагмент для ознакомления
2
Анализ педагогических приемов при освоении математики для разных групп детского сада
Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Рассмотрим педагогические приемы по становлению элементарных математических представлений (ФЭМП). Они бывают:
1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):
o В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
o В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
o В старшей группе расширяют виды используемого демонстративного материала (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами).
2. Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии):
o Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором.
o Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные.
o Инструктируя старших дошкольников, педагог уделяет особое внимание исключительно новым способам действий. Указания и пояснения не касаются сферы освоенных детьми навыков и приёмов работы.
3. Практические:
o Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления.
o Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.
o Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности.
o Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов:
• «Сказка в гости нас зовёт» —
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Колесникова, Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Метод. пособие к раб. тетради Я начинаю считать / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 48 c.
2. Колесникова, Е.В. Математика вокруг нас. 120 игровых заданий для детей 3-4 лет / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 c.
3. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 c.
4. Колесникова, Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Метод.пособие к раб. тетради «Я считаю до 5» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 80 c.
5. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 c.
6. Корепанова, М.В. Моя математика: Пособие для детей 4-5 лет / М.В. Корепанова. - М.: Баласс, 2012. - 80 c.
7. Корепанова, М.В. Моя математика. Пособие по зновательному развитию для детей 5-7 лет. В 3 ч. Ч. 2 / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2014. - 80 c.
8. Корепанова, М.В. Моя математика. Пособие по познавательному развитию для детей 5-7 лет. В 3 ч. Ч. 1 / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2014. - 80 c.
9. Корепанова, М.В. Моя математика. Пособие по познавательному развитию для детей 5-7 лет. В 3 ч. Ч. 3 / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2014. - 80 c.
10. Корепанова, М.В. Моя математика. Пособие для детей младшего и среднего дошкольного возраста. 3-5 лет. Методические рекомендации для педагогов / М.В. Корепанова, С.А. Козлова. - М.: Баласс, 2014. - 128 c.
11. Маханева, М.Д. Математика от 0 до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / М.Д. Маханева, Г.И. Ширяева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 48 c.
12. Петерсон, Л.Г. Раз - ступенька, два ступенька. В 2-х т. Т. 1. Раз - ступенька, два ступенька...Математика для детей 5-6 лет / Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2013. - 64 c.
13. Петерсон, Л.Г. Раз - ступенька, два ступенька. В 2-х т. Т. 2. Раз - ступенька, два ступенька...Математика для детей 6-7 лет / Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2013. - 64 c.
14. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. / Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2013. - 80 c.