Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
Актуальность данной статьи закачается в том, что до сих пор в мире
происходит переоценка итогов конверсии оборонного сектора экономик
ведущих стран мира. При этом нужно напомнить, что страны НАТО этот
путь прошли сравнительно благополучно, не потеряв ни одного предприятия
и не разрушив страну.
В СССР данный процесс прошел гораздо хуже и гораздо болезненнее. Нужно
напомнить, что во времена СССР было не принято экономить ни на
стоимость оборонного заказа, ни на стоимости комплектующих деталей для
него. Стоит напомнить, что страна тратила миллиарды рублей не только на
техническое обслуживание танков, но и разработку, и поддержание в
рабочем состоянии ядерных реакторов на жидком металле.
Демонтаж такой системы должен был проходить аккуратно и осторожно. К
сожалению, за данным процессом следили крайне неаккуратно.
Важно так же помнить, что конверсия не предполагает разрушения
производства. Наоборот, конверсия предлагает производству новой жевушке
осмотреться, привыкнуть к коллективу, завести дружеские отношения. Здесь
важно помнить, что требуется ускорение реагирования администрации
предприятий на критику и критические замечания.
В целом, опыт показывает, что конверсия может быть успешной. Оборонные
предприятия способны производить мирную технику и другую продукцию
двойного назначения.
К сожалению, первым человеком, который смог организовать эффективную
конверсию промышленности в истории, был И.В. Сталин. Именно он смог
2
перевести экономику СССР на мирный лад после Великой Отечественной
войны [1, с. 15].
Далее примером И.В. Сталина активно воспользовались китайцы, которые
так же расшили свою военную промышленность для создания предпосылок
для своего экономического чуда. Теперь все человечество наблюдает за
экономической мощью Китая [3, с. 20].
В этом отношении следует отметить, что Китай вобрал в себя и переработал
весь негативный опыт СССР и современной России.
Самый большой жизненный урок, преподнесенный Россией всему миру,
стала демократическая и либеральная конверсия оборонных предприятий,
остававшихся на территории России. Экономисты установили, что в среднем
каждое второе оборонное предприятие было загублено в ходе конверсии и
рыночных преобразований.
Самый известный пример в данном вопросе судьба такого предприятия как
«Урал вагон завод». Не следует обращать внимание на название в полом
объеме. На самом деле этот завод производит новейшие российские танки и
комплектующие к ним. Производство вагонов, это результат конверсии.
То же самое можно сказать про едва не потерянные верфи г. Северодвинска.
«Северное машиностроительное предприятие» всегда специализировалось на
производстве подводных лодок. Однако в рамках конверсии и благодаря
желанию сохранить коллектив северодвинцы смогли освоить строительство
и ремонт крупных надводных кораблей [4, с. 31].
В частности, в Северодвинске проходит капитальный ремонт и модернизация
всех атомных ледоколов России для северного морского пути. Здесь же
производится самая печальная для корабелов работа – это утилизация
кораблей.
Конечно, страна не может всю жизнь работать только исключительно на
одну войну. В конечном счете, танки, пушки, истребители – это показатель
развития промышленности и инженерной мысли. Однако их необдуманное
3
производство в большом количестве и приоритетном статусе становится
показателем того, что в стране неверно понимают принципы экономического
развития.
С другой стороны, нужно понимать, что конверсия – это довольно сложный
процесс. Дело в том, что очень наивные люди могут думать, что завод может
по одному приказу перестроиться с производства пушек на производство,
скажем, холодильников [3, с. 25].
Для полноценного производства хороших холодильников требуется
полностью изменить технологический процесс на самом предприятии.
Требуется вырастить или подготовить специалистов, которые будут собирать
эти холодильники. Соответственно для реализации этого плана требуется
время и определенные финансовые вложения. Без них успешного перевода
оборонного завода на мирное производство невозможно.
Однако ошибочно считать, что конверсия означает, что данное предприятие
полностью переключается на мирное производство. Здесь возможны
варианты использования производственных мощностей завода.
С одной стороны, вполне допустим вариант, когда завод переходит на
производство гражданской продукции. В этом случае происходит полный
демонтаж всей военной сборочной линии.
С другой стороны, завод может перейти на гражданское производство, но
сохранить и военную тематику. Военная тематика может оставаться для
предприятия как превалирующей, так и стать второстепенной.
В этом отношении довольно интересный вариант расшивки тематики
военного производства представляет собой компания «Туполев». Данный
концерн славился своими как гражданскими, так и военными проектами
самолетов. Это было и остается гениальным сочетанием тяжелых военных
самолетов бомбардировщиков и ракетоносцев с гражданскими дальнемагистральными и среднемагистральными самолетами [1, с. 25].
4
В этом отношении тематика остается связанной с оборонкой, но в тоже время
развивается и гражданская составляющая. Пассажирские самолеты «КБ
Туполева» до сих пор остаются одними из самых востребованных лайнеров
как в России, так и среди участников СНГ.
Как бы это не звучало, но конверсия ВПК во многом необходима не только
самой отрасли военной промышленности, но и экономике государства.
Особенно важно, чтобы ВПК мог производить товары и технологии, которые
могли бы иметь двойное назначение. Один пример такой конверсии уже
приводился – это самолеты Туполева. Однако до сих пор в гражданской
сфере можно встретить грузовые машины, созданные на шасси военного
грузовика ЗИЛ-130. Так же широкое применение у гражданских лиц нашел
грузовик МАЗ 2263 [5, с. 41].
С этим грузовиком связаны работы на лесозаготовке, тушении пожаров на
аэродромах и т.д.
Так же большим подспорьем стало переключение на гражданскую службу
различных НИИ и других научных институтов, и компаний. В этом
отношении хорошим примером являются США. Именно американцы
первыми догадались создавать в рамках частных компаний отельные
военные программы и проекты.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дементьева А.Н., Хорошева Т.В. Конверсия промышленности. –
Челябинск: Призма. 2015 – 334 с.
2. Ильин А.С. Конверсия советской военной промышленности. Итоги и
результаты. – Мурманск: Полярные зори, 2014 – 395 с.
3. Лукина Т.В., Разумова Ю.С. Конверсия промышленности. Плюсы и
минусы. – Хабаровск: Интеграл, 2016 – 357 с.
4. Медведев П.С. История мировой конверсии. – Хабаровск: Позитив,
2014 – 295 с.
5
5. Нечаева Ю.С., Фролов Ю.Е. Конверсия оборонной промышленности.
Западный опыт. – Екатеринбург: Кварц, 2016 – 441 с.
6. Сергеев М.Н., Борисов А.А. Китай. Опыт конверсии предприятий ВПК.
– Хабаровск: Перспектива, 2014 – 383 с.