Фрагмент для ознакомления
2
Идеи «консервативной революции» в трудах германских интеллектуалов
Герд-Клаус Кальтенбруннер (1939-2011 гг.) – один из самых значительных представителей «просвещенного консерватизма» 70-80-х годов в Германии. Его имя всегда называется, когда речь идет о возможности построения теории консерватизма и его принципах [5; 8, с. 66-81; 29; 30]. Одной из основных задач Кальтенбруннера было освобождение понятия «консерватизм» от негативных коннотаций. Это было невозможно без осмысления роли консерваторов в интеллектуальной подготовке фашизма. То, что эта проблема остается актуальной и сегодня, подтверждает один из ведущих современных отечественных философов Ю. Н. Солонин. Например, он указывает, что исследование философии культуры Х. С. Чемберлена позволяет «прояснить вопрос о духовных истоках фашизма и подтвердить ту опровергаемую обычно истину, что его программы и лозунги исходили из сплетений утонченных и сложных концепций и идей, выработанных в недрах весьма рафинированной и представительной философской и эстетической традиции, хотя ее основатели сами по себе нередко были далеки и от уяснения социально-политических следствий своих учений и тем более от зловещих практик тоталитаризма XX века» [11, с. 114; 20, B. 1, S. 321-333]. После Второй мировой войны консерватизм был скомпрометирован связью с фашизмом, господствовала точка зрения, что именно консервативная модель общества, возглавляемого вождями, подготовила почву для создания концепции нацистского фюрерского государства, а концепция «консервативной революции» позволила гитлеровцам объявить впоследствии «революцией» установление своей диктатуры [3, с. 100-115; 4, с. 77; 13, с. 66-78; 25, S. 83-84; 27, S. 14-26, 85-87]. Вследствие этого идеи консерваторов были объявлены несостоятельными, находились вне закона и обсуждать их было не принято [12; 19, S. 14; 26, S. 7; 28, S. 7-12, 23-36, 86]. Как отмечает А. М. Руткевич, и в сегодняшней Германии «и правые, и левые сходным образом фальсифицируют историю, сводя “консервативную революцию” к национализму и шовинизму – одни со знаком “плюс”, другие со знаком “минус”» [10], большая часть подобных исследований написана ангажированным языком идеологии [9, с. 12-13].
Кальтенбруннер, как А. Молер, секретарь и издатель Эрнста Юнгера, автор монографии «Die Konservative Revolution in Deutschland 1918 bis 1932» (1950 г.), настойчиво возвращал из умолчания имена и труды деятелей «консервативной революции», реабилитировал, отграничивал консерватизм от фашизма как в своих историко-философских изысканиях, так и в работах, посвященных теоретическому обоснованию консерватизма [18; 20; 21; 26, S. 172-274; 33, S. 13-14, 19-54; 38, S. 7-16, 68-72; 39, S. 7-22]. Напоминая историю понятия, Кальтенбруннер указывал, что уже в 1848 г. в «Berliner Zeitung» речь шла о «революционных реакционерах и консервативных революционерах», а широко известным в Германии понятие «консервативная революция» становится благодаря литераторам Томасу Манну (1921 г.), Мёллеру ван ден Бруку (1923 г.) и Гуго фон Гофмансталю (1927 г.). Парадоксальное самоназвание «консервативная революция» означало, что консерваторы 20-30-х годов ХХ столетия выступали не за сохранение любого «status quo», а, напротив, за решительное изменение деградирующего мира путем обращения ко все более далекому прошлому, например, к ранней германской истории в отрицании «идей 1789 года», в условиях Германии – парламентской Веймарской республики [1; 9; 20, B. 1, S. 365-366]. Кальтенбруннер прослеживал «синдром Мёллера ван ден Брука» [33, S. 24], одного из главных идеологов «консервативной революции», а именно: как талантливый автодидакт, переводчик, литератор, искусствовед, эссеист, издатель первого полного собрания сочинений Достоевского на немецком языке, эстет и денди, свободно парящий интеллектуал-романтик, ранее противостоявший государственному режиму, становится союзником власти. Ведущим побудительным мотивом для подобных «свободных художников» становится стремление быть участниками духовной защиты страны, когда внезапно оказываются востребованы их интеллектуальные импровизации, в случае Мёллера – воспевание героических добродетелей. Подобно тому, как Адам Мюллер и Фридрих Шлегель стали служить Реставрации Меттерниха, надеясь на воплощение своего «органического» учения об обществе, столетием позже Мѐллер стал мусагетом немецкого империализма и антидемократической оппозиции Веймарской республики [20, B. 1, S. 215-228, 375]. Представление о духовном климате, в котором формировались умонастроения «консервативных революционеров», Кальтенбруннер передает с помощью некоторых цитат из Мѐллера: «изменение крови делает необходимым нацию, мятеж сыновей – против отцов, замещение стариков молодежью»; «Она полна великолепия – битва, и человечнее, чем прозябание в неопределенном, смутном, тягостном самодовольстве. Если это битва духа и страстей, она открывает нам нашего истинного высшего короля и лучших героев. Другое – вечный мир – превращает нас в скучающих и зевающих филистеров»; «Для кого – Христос: для слабых или для сильных людей, для героических времен или минут слабости человечества? Ответ на эти вопросы совести: только для минут самой большой слабости и для самых слабых людей – и уже одна наша гордость должна препятствовать тому, что мы взываем ко Христу»; «Сам Бог, однако, остается существующим и тогда, когда мы знаем, что его нет»; «Варьете… есть один из старейших способов, которым человечество в многообразии своих типов ощущает такую радость жизни, до которой оно может возвыситься, если вступит когда-нибудь в новую стадию развития. В варьете есть все, к чему Дионис побуждает людей, и это ещѐ не стало искусством или вообще не может стать искусством»; «Мы имеем уже искусство, которое лучше, чем религии и доверие к Богу, вовлекает нас в мистическое соучастие космической жизни». В приведенных положениях Кальтенбруннер находит взрывоопасную смесь философии жизни в духе следования Ницше, элитарной критики культуры и социал- дарвинистского прославления войны, которая была политизирована сначала как идеология обороны в годы Первой мировой войны, а впоследствии как миф оппозиции справа в Веймарской республике [Ibidem, S. 368]. Название программного произведения Мѐллера «Третий Рейх» (1923 г.) было возвышено диктатурой Гит- лера до своей эмблемы. Кальтенбруннер считает видение «Третьего Рейха» Мѐллера типической фигурой мыс- ли политической романтики. А романтика означает: символизм, создание новой национальной мифологии, ни к чему не обязывающая игра с образами, настроениями и идеями, компенсация невозможности претворить их в конструктивную политическую практику с помощью национальной самоидентификации и обращения к искусству: поэзии, живописи, музыке; бегство от жесткости окончательных решений в магию, культурно- пессимистические вердикты, пророческая интонация, мистификация проблем, которые надо преодолевать практически, их перевод в абстрактные мировоззренческие вопросы о принципах [Ibidem, S. 222-225, 366- 377].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алленов С. Г. Русские истоки немецкой "консервативной революции": Артур Меллер ван ден Брук // Полис: Полит. исслед. 2001 . № 3 . С. 123-138.
2. Бестужев И. З. Третий Рейх и Третий мир в драме мировой истории. М.: Книжный мир, 2009. 320 с.
3. Бланк А. С. Из истории раннего фашизма в Германии. М.: Мысль, 1978. 208 с.
4. Буржуазная государственная идеология. М.: Юрид. Лит., 1982. 240 с.
5. Ким Ф. С. «Просвещенный консерватизм» Г.-К. Кальтенбруннера: монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2010. 198 с.
6. Молодяков В. Э. Консервативная революция в Японии. Идеология и политика. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 320 с.
7. Моммзен Т. История Рима. Л.: Лениздат, 1993. 270 с.
8. Неоконсерватизм в странах Запада: реферативный сборник: в 2-х ч. М.: ИНИОН АН СССР, 1982. Ч. 1. Социально- политические аспекты. 292 с.
9. Руткевич А. М. Времена идеологов: философия истории «консервативной революции»: препринт WP6/2007/02. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 36 с.
10. Руткевич А. М. Прусский социализм и консервативная революция // Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002. С. 187-228.
11. Солонин Ю. Н. Жизнь и призвание (Три очерка по культурфилософской персонологии). М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2012. 332 с.
12. Филиппов А. Карл Шмитт. Расцвет и катастрофа // Шмитт К. Политическая теология: сб. / пер. с нем., заключит. статья и сост. А. Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц, 2000. С. 259-314.
13. Эльм Л. «Новый» консерватизм. Идеология и политика одного реакционного течения в ФРГ / пер. с нем.; общ. ред. М. Н. Филатова. М.: Мысль, 1980. 151 с.
14. http://www.badische-zeitung.de/literatur-rezensionen/die-wandlung-der-jungen-parteigenossen--72951273.html
15. http://dw.de/p/16QDd
16. http://www.literaturkritik.de/public/rezension.php?rez_id=18105
17. Illusionen der Brüderlichkeit. Die Unfähigkeit, einen Feind zu haben / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München: Herder, 1980. (Herderbücherei Initiative–34). 188 S.
18. Kaltenbrunner G.-K. Armin Mohler. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932 [Электронный ресурс] // Schrifttumsspiegel. Gesellschaft – Politik – Wirtschaft. 3. Jahrgang. Heft II. Wien, 1973. № 2. S. 3-6. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/STS-PDF/1973-2/$file/1973-2.pdf (дата обращения: 6.03.2017).
19. Kaltenbrunner G.-K. Der Schwierige Konservatismus. Definitionen –Theorien – Porträts. Berlin (West): Nicolai, 1975. 280 S.
20. Kaltenbrunner G.-K. Europa. Seine geistigen Quellen in Porträts aus zwei Jahrtausenden (3 Bände). Heroldsberg bei Nürnberg: Verlag Glock & Lutz, 1981-1984. B. 1. 444 S.; B. 2. 438 S.
21. Kaltenbrunner G.-K. Julius Evolas «Revolte gegen die moderne Welt» (Besprechungsaufsatz) [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. 27. Jahrgang. Wien I /1983. S. 26-34. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ ganzheit.nsf/HeftePDF/1983-1/$file/1983-1.pdf (дата обращения: 06.03.2017).
22. Kaltenbrunner G.-K. «Wir sind Hierarсhisten…» (Besprechungsaufsatz) [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. 39. Jahrgang. Heft III. Wien, 1995. S. 135-141. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit. nsf/HeftePDF/1995-3/$file/1995-3.pdf (дата обращения: 06.03.2017).
23. Kaltenbrunner G.-K. Wladimir Solowjews Wiederkehr (Besprechungsaufsatz) [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. 25. Jahrgang. Heft III / Wien, 1981. S. 182-187. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ ganzheit.nsf/HeftePDF/1981-3/$file/1981-3.pdf (дата обращения: 06.01.2012).
24. Кnab J. Theodor Hаеcker (1879-1945). Ein Mentor der «Weißen Rose» // Geschichte Quer. 2004. Heft 12.
25. Konservatismus in der BRD: Wesen, Erscheinungsformen, Traditionen. Berlin Dietz Verlag, 1982. 160 S.
26. Konservatismus International. Beitr. von H. Bach, Y. Bacha, H. Dietz e.a. / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Stuttgart – Seewald, 1973. 300 S.
27. Konservatismus und Staat: zur politischen Ideologie und Herrschaftsstrategie der Konservatismus in der BRD. B.: Dietz Verlag, 1986. 190 S.
28. Konservativ – Chance und Zukunft – Neue Aspekte für Politik, Kultur und Weltanschauung. Innsbruck etc.: Turolia Verl., 1979. 135 S.
29. Meier P. Gerd-Klaus Kaltenbrunner [Электронный ресурс]. URL: http://www.kath-info.de/kaltenbrunner.html (дата обращения: 06.03.2017).
30. Pichler J. H. Gerd-Klaus Kaltenbrunner. Das Ende Denken… [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. Wien, 1989. 32. Jahrgang. Heft I. S. 39–40. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/STSPDF/1989-1/$file/1989-1.pdf (дата обращения: 06.01.2012).
31. Pichler J. H. Gerd-Klaus Kaltenbrunner (Hg.) Schluss der Debatte. Die Schwierigkeit, sich zu entscheiden [Электронный ресурс] // Schrifttumsspiegel. Gesellschaft – Politik – Wirtschaft. 13. Jahrgang. Heft II .Wien, 1983. № 2. S. 8-10. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/STS-PDF/1983-2/$file/1983-2.pdf (дата обращения: 06.03.2017).
32. Rechtfertigung der Elite. Wieder die Anmaßungen der Prominenz / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München: Herder, 1979. 192 S.
33. Rekonstruktion des Konservatismus / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Freiburg i Br., 1972. 614 S.
34. Religionen, Geschichte, Ökumene // Memoriam Ernst Benz. Leiden: E. J. Brill, 1981. S. 45-58.
35. Trauttenberg H. Gerd-Klaus Kaltenbrunner (Hg.) Der Soldat. Dienst und Herrschaft der Streikräfte. [Электронный ресурс] // Schrifttumsspiegel. Gesellschaft – Politik – Wirtschaft. 11 Jahrgang. Heft IV. Wien, 1981. S. 9-11. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/STS-PDF/1981-4/$file/1981-4.pdf (дата обращения: 06.03.2017).
36. Univ.-Professor DDr. Ernst Benz –70 Jahre. Glückwünsche und Würding seines Werkes [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. 22. Jahrgang. Wien, 1978. I. S. 47-50. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ ganzheit.nsf/HeftePDF/1978-1/$file/1978-1.pdf (дата обращения: 08.03.2017).
37. Was ist deutsch? Die Unvermeidlichkeit, eine Nation zu sein / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Freiburg etc., Herderbücherei, 1980 (Herderbücherei Initiative 39). 192 S.
38. Was ist reaktionär? Zur Dialektik vom Fortschritt und Rückschritt / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1976. (Herderbücherei Initiative 14). 190 S.
39. Wehe den Machtlosen: Eine dringende Klärung / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Freiburg etc., Herder, 1984. (Herderbücherei Initiative: 56). 190 S.