Фрагмент для ознакомления
2
Статья
Государственное электронное регулирование и саморегулирование электронного предпринимательства
Сегодня в научных кругах, среде представителей бизнеса и на уровне правительства все чаще можно услышать высказывание «цифровая экономика». Иначе ее принято называть экономикой информационного типа. Как показывает практика единого подхода к определению ее сущности и границ в настоящее время не существует.
Одни предпочитают говорить о цифровой экономике в узком смысле слова, отождествляя ее непосредственно с компьютерной индустрией и электронным бизнесом.
Другая группа исследователей отождествляет цифровую экономику с отдельной отраслью научных знаний, непосредственно связанной с экономической теорией функционирования информационного общества.
Третьи воспринимают цифровую экономику как особый экономический уклад информационного общества, характерной чертой которого выступает преобладающая роль интеллектуального творческого труда и информационных продуктов. Центральным элементом, на котором строится вся цифровая экономика, является информация.
Информация – это особый товар (экономическое благо), приобретающее форму информационных продуктов и услуг. В условиях экономики цифрового типа информация, выступая ценнейшим ресурсом, формируется, хранится, передается и обрабатывается посредством информационно-коммуникационных технологий, сокращенно – ИКТ.
В соответствии с определением, выдвинутым Всемирным банком, цифровая экономика представляет собой систему социальных, экономических и культурных отношений, в основе которых лежит использование цифровых информационно-коммуникационных технологий.
В более общем смысле в цифровой (информационной) экономике следует относить такой тип экономических систем, в котором преобладающая часть национального продукта обеспечивается видами деятельности, так или иначе связанными с производством, обработкой, хранением и распространением информации. Общая характеристика информационного общества Дальнейшее развитие современного общества невозможно представить без ИКТ, что позволяет говорить о становлении новой фазы общественного развития, получившей наименования информационного общества.
Под информационным обществом следует понимать такую стадию общественного развития, на которой использование ИКТ оказывает значительное воздействие на базовые сферы жизни человека и его социальные институты, а именно: экономику и деловую сферу; образование и здравоохранение; культуру и искусство; социальное обслуживание; государственное управление.
Проще говоря, информационное общество – это такое общество, большая часть которого занята в процессах, связанных с производством, переработкой, хранением и реализацией информации и знаний. Фактически оно представляет собой следующую ступень развития человечества.
В условиях общества информационного типа главенствующей ценностью, которая определяет благосостояние целых государств и отдельно взятых индивидов, являются не материальные блага, а информация, своевременная и легкодоступная. В основе информационного общества, также как и в основе цифровой экономики, лежат информационно-коммуникационные технологии.
Тенденции и проблемы развития цифровой экономики информационного общества Цифровая революция, охватившая мир в 1960-х гг. и продолжающаяся до сих пор, послужила основа перехода к цифровой экономике и фундаментом становления информационного общества.
На первом этапе, в самом начале зарождения цифровой революции, был осуществлен переход к началу автоматизации технологий и бизнес-процессов. Далее был создан Интернет, открывший практически безграничные возможности. Появилась сотовая связь. Общемировое распространение Интернета способствовало развитию социальных сетей и мессенджеров. В результате распространение цифровых технологий смогло изменить не только экономические процессы, но и сам уклад жизни общества.
Сегодня оно все больше и больше приобретает черты информационного. Развитие информационного общества тесно связано с построением экономики цифрового типа и общей роботизацией. В его основе лежит использование ИКТ.
Основными требованиями, предъявляемыми к обществу и характеризующими его, становятся: изменение характера труда (повышение роли интеллектуального творческого труда); изменение характера занятости (работа удаленно, посредством современных ИКТ); повышение общих требований к уровню образования и профессиональной квалификации. Сегодня превыше всего начинают цениться знания и информация, умение их преподнести, своевременно обработать и воспользоваться ими. Меняется сам характер труда и трудовых отношений. Все чаще бизнес-процессы уходят в он-лайн, причем касается это всех сфер жизни общества.
Информационно-коммуникационные технологии не просто станут частью повседневной жизни, но и будут ее органично дополнять. Основной задачей на данном этапе развития человеческого общества является усовершенствование технологических платформ информационных систем, их повсеместное распространение и общая информатизация общества. При этом особого внимания заслуживают вопросы обеспечения информационной безопасности цифровых экономических систем. В настоящее время данное направление представлено развитием биометрических технологий и систем идентификации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 31 ноября 1994 № ФЗ-51.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 26 января 1996 № 14-ФЗ.
4. Бочкова Е.В ., Галкин В.Д. Основные тенденции развития Интернет-торговли в России // «Концепт». - 2016. - №15. - С. 841-845.
5. Букреева Ю. А. Правовое регулирование электронной торговли в России // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. - 185-189 с.
6. Ветрова Е.Н., Яковенко Е.А. Состояние и перспективы развития электронной коммерции // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2016. - №3. - С. 65-70.
7. Галкина Ю.В. Рынок электронной коммерции в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - №5. - С. 59-62.
8. Голдовский И.Т. Безопасность платежей в Интернете. - СПб.: Питер, 2017. - 240 с.
9. Денисова А. Л., Молоткова Н.В. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. - 88 с.
10. 16. Казакова К. В., Пушилин Д. В. Перспективы развития интернет-торговли в России // Фундаментальные исследования. - 2017. - №9. - С. 1968-1972.
11. Климченя Л. С. Электронная коммерция: учебное пособие. - Минск: Вышая школа, 2019. -191 с.
12. Кудинова С.Ю. Правовое регулирование электронного бизнеса в России // Теория и практика современной науки. - 2016. - №5. - С. 4-8.
13. Лопаткин Д.С., Голикова О.М. Оценка современного состояния Интернет-торговли в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - №4. - С. 259-261.
14. Маилян А.А. Проблемы и перспективы развития Интернет-торговли в России // Молодой учёный. - 2017. - № 34. - С. 38-40.
15. Официальный сайт Международного союза электросвязи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/facts/default.aspx (дата обращения: 24.04.2019).